Реальные операции с цифровым рублём в пилотном формате пока еще запустить не удалось — соответствующий законопроект должен пройти три чтения в Госдуме. В руководстве Центробанка утверждают, что спешить в таком важном и новом деле не стоит. Возникшую заминку можно использовать для доработки технических деталей и дополнительных разъяснений среди заинтересованных участников финансового рынка и граждан.
Чтобы снять опасения населения, первый зампредседателя Банка России Ольга Скоробогатова объяснила: цифровой рубль не заменит наличные и безналичные, а будет иметь с ними одинаковое хождение. У человека будет право выбора, какой формой денег ему пользоваться. Платежи с использованием платформы цифрового рубля, которую контролирует ЦБ, можно будет осуществлять напрямую без посредников в виде кредитных организаций, что означает выигрыш в дешевизне и скорости. Планируется реализовать модель, освобождающую платежи граждан от любых тарифов и комиссий.
"Сейчас, например, при безналичном платеже с карты или со счета многие кредитные организации берут комиссии, - заметила Ольга Скоробогатова. - Тарифы варьируются от 0,5% до 3%. С точки зрения торгово-сервисных предприятий мы тоже предполагаем, что это будут минимальные тарифы и, следовательно, мы снизим издержки для бизнеса".
Добавим к этому разъяснения главы ЦБ, высказанные недавно в адрес депутатов Госдумы. В руководстве ЦБ цифровой рубль рассматривают именно как дополнительное средство для платежей и расчетов, но не для сбережений. На цифровые рубли не начисляются проценты, в них не будут выдаваться кредиты. По словам Эльвиры Набиуллиной, ориентиром является сумма в 300 тысяч рублей в месяц для пополнения цифрового кошелька. Всю эту сумму, а также другие остатки на кошельке, можно будет переводить без процентов.
Некоторые эксперты называют и риски новой технологии. Прямое включение Центробанка в рынок финансовых услуг может привести к потере регулятором роли независимого участника финансового рынка. Если цифровые рубли выступят в роли нишевого продукта и не будут очень востребованы, то расходы регулятора могут себя не окупить в полной мере. Став эмитентом цифровой валюты, ЦБ рискует начать конкурировать с рыночными предложениями финансовых услуг.
За несколько лет успешного пилотирования и полномасштабного внедрения цифрового рубля банки могут терять до 50 млрд рублей в год в виде комиссии за обслуживание платежей (эквайринга) и расходов на привлечение пассивов. Главным бенефициаром могут оказаться ретейлеры — за счет экономии на эквайринге и мгновенного получения средств на свои счета. По оценке экспертов, общий выигрыш для торговых сетей может составить не меньше 80 млрд рублей в год. Власти также лелеют надежду решить с помощью цифрового рубля вопрос трансграничных расчетов. Если удастся интегрировать его с цифровым юанем и с цифровой рупией, то это позволит проводить расчеты в обход подконтрольной США системы SWIFT.
Читайте по теме: Цифровые нацвалюты дадут бой финансовой гегемонии США