Найти в Дзене
Minsknews.by

Каждый второй житель Беларуси сталкивался с нарушением в области оборота персональных данных

Оглавление

Полтора года назад, 15 ноября 2021-го, официально открыли Национальный центр защиты персональных данных Республики Беларусь. Корреспондент агентства «Минск-Новости» поговорил с заместителем директора центра Сергеем Задираном о том, как это событие повлияло на жизнь каждого из нас.

-2

Цифровая среда

— Сергей Владимирович, что гражданину Беларуси дает деятельность вашего центра?

Сперва коснусь базовых моментов. В мире произошло то, что называют глобализацией бизнеса. Возросла заинтересованность предпринимателей в реализации интернет-рекламы.

Что это означает для среднестатистического белоруса?

Бизнесу стало проще понимать предпочтения отдельно взятого человека, узнавать о них в подробностях. Иными словами, «выяснить, где у него кнопка».

Параллельно приобрела массовый характер передача личных данных между странами. Максимальное распространение получили цифровые технологии. Произошло быстрое расширение виртуальных сетей и медиа. За последние 20–25 лет эти процессы, начавшись с нуля, невероятно ускорились.

Требовалось взять ситуацию под контроль, привести в определенные рамки, в том числе юридические. Поэтому 15 ноября 2021 года в стране вступил в силу закон «О защите персональных данных». Этот день также считается днем рождения нашего центра.

-3

С вашей точки зрения, интернет — зло?

Не буду оригинален: он стал важной частью нашей жизни. Беспристрастная статистика свидетельствует: 85 % наших граждан (около 8 млн человек) заходят во Всемирную паутину. Более половины белорусов — активные пользователи соцсетей. Число банковских платежных карт, находящихся в обращении, превышает 15 млн, а доля безналичных платежей — более 60 %.

Новый формат работы с персональными данными необходим!

Расскажите об основных направлениях деятельности центра. На что в ней следует обратить внимание и почему?

В основном это работа с юридическими лицами, которые обрабатывают личные данные граждан. Они называются операторами по правовой терминологии. Кстати, сюда входит обработка персональных данных и клиентов, и сотрудников. Центр помогает им разобраться в хитросплетениях законодательства и при этом отслеживает и контролирует, насколько они все приняли к сведению и применяют в работе. Мы повышаем квалификацию специалистов, которые занимаются защитой персональных данных и отвечают за информационную безопасность организаций всех сфер деятельности. Это и банки, и торговые сети, и организации здравоохранения и образования. Также страховые и риелторские компании и многие другие операторы, обрабатывающие чувствительную информацию о гражданах.

Клубничка, перчик и другое

— Говорят, в одном из банков сотрудник в качестве подтверждения подлинности личных данных попросил фото в стиле ню у понравившейся ему клиентки. Есть ли еще подобные скандальные примеры?

Не скажу точно, правда это или нет. Но могу поделиться интересными статистическими сведениями.

По данным опроса, проведенного Институтом социологии НАН Беларуси, каждый второй житель нашей страны сталкивался с нарушением в области оборота персональных данных. Наиболее частые нарушения — телефонные звонки и рассылка рекламных сообщений на мобильный телефон или электронную почту без согласия граждан. Почти 17 % опрошенных встречались с мошенничеством с банковскими картами, электронными деньгами, SMS-оплатой и так далее. А каждый шестой белорус сталкивался со взломом социальных сетей и с распространением личной информации.

— Кто-то может сказать, что это частности, известные всем пользователям. Нет?

В таком случае предлагаю ознакомиться с данными системного плана. Только за 2022-й с нашим участием из Сети было удалено 1,5 млн личных данных белорусов. Грешили их размещением некоторые крупные торговые сети, банковские структуры. Каждый случай особый. Где-то происходили банальные «сливы», иногда нарушались базовые принципы защиты. В мире ни дня не проходит без новостей об очередной утечке персональных данных.

-4

— Что стоит за этими словами?

На теневых форумах выставляют на продажу базы данных служб доставки еды, интернет-магазинов, почтовых серверов, различных порталов. Такие базы содержат массивы персональных данных: ФИО, е-mail, контактные телефоны, адреса. Сегодня злоумышленники чаще всего вкладываются не во взлом защищенных информационных систем, а в работу с сотрудниками организаций — через них пытаются незаконно извлечь информацию.

Будьте бдительны

— В розничных сетях для получения бонусной карты люди заполняют анкеты, где указывают подробную информацию о себе. Что вы им посоветуете?

Прежде всего, нужно помнить о недопустимости излишней обработки персональных данных. Не все знают, что при приеме на работу не должна делаться и где-то храниться копия паспорта. В нем содержится так называемая чувствительная информация: личный идентификационный номер, сведения о регистрации и так далее. То же самое касается заселения в гостиницу и тем более возврата некачественного товара в магазин. Предоставление копии паспорта третьему лицу всегда риск. Полагаю, каждый человек должен сознавать, что он лучший контролер самому себе, и не допускать таких грубых просчетов.

— А что делать с картами лояльности? Не выбрасывать же их…

Нет, конечно. Здесь другая проблема. Сегодня ради получения скидки большинство граждан, особенно в возрасте, готовы на многое. Очень важно не поддаваться эмоциям и при оформлении таких карт задаваться вопросом: «Для чего запрашивается такой объем информации?» Ситуация странная: при оформлении карт лояльности в магазинах с идентичным товаром просят предоставить разный объем личных данных, вплоть до того же идентификационного номера из паспорта. То, что наши люди все чаще начинают задавать вопросы на этот счет, уже неплохо.

— Отдельная история — смартфоны. Благодаря их повсеместному присутствию в нашей жизни мы оказались открыты в том числе для злоумышленников. Речь идет о фотографиях, личной переписке… Что делать?

Хорошо, что вы ничего не говорите о запрете или вселенском зле смартфонов (смеется). В этом случае наш разговор звучал бы абсурдно. Если серьезно, то смартфон действительно собирает много информации, порой небезопасной для своего хозяина. В том числе за счет работы голосовых анализаторов.

Да, негативные проявления из-за расширения новой реальности растут. По данным следственных органов, только в первом квартале этого года возбуждено около 1 000 уголовных дел по фактам кибермошенничества. За три месяца 2023-го у минчан таким способом похитили свыше 1 млн рублей.

Схемы широко известны: звонки о якобы попавших в беду родственниках, нежелательных операциях по банковским картам. Но мало кто задумывается о другом: у преступников на руках оказываются максимально подробные сведения о человеке, чтобы воздействовать на него.

-5

Каким образом происходят такие «чудеса»?

Люди сами выкладывают в соцсетях фото водительских документов, свидетельств о регистрации жилья и другое. «Пробить» дополнительную информацию о человеке с такими козырями на руках бывает не так уж и сложно. Скажу больше: в Сети информация об отдельно взятой персоне за сутки может прокручиваться до 400 раз. Поэтому мы сами себе контролеры… и источник опасности! Необходимо осознавать: за удобства современного цифрового мира зачастую приходится платить персональными данными.

— Слышал, что в последнее время вы много внимания уделяете чистоте обработки персональных данных в сферах здравоохранения и образования. Так, недавно центр принял решение о приостановлении этого процесса на одном из информационных ресурсов, который предоставлял услуги онлайн-записи в медицинские центры. Почему?

Начнем с того, что все люди так или иначе учатся, а также обращаются к врачам. Поэтому к этим сферам пристальное внимание. Действительно, на одном из ресурсов проводилась запись к медицинским специалистам с указанием определенных личных данных граждан. Эти сведения были слиты. Как и почему это произошло, определят правоохранительные органы, с которыми мы взаимодействуем по таким вопросам. Работу этого проблемного портала мы заблокировали до полного выяснения обстоятельств случившегося.

— Ваш центр занимается социальной рекламой для людей неискушенных…

Видимо, нужен пример (улыбается). На мой взгляд, самый простой и эффективный: «Изучите и реализуйте свои права, предоставленные законом «О защите персональных данных». Находясь в Сети, не попадайтесь в сети! Берегите свои персональные данные!»

Наша социальная реклама — это серия видео- и аудиороликов, афиш и плакатов, рассказывающих о том, что такое персональные данные и как их можно защитить. Надеюсь, такой подход будет способствовать предупреждению правонарушений и преступлений в сфере оборота личной информации и формированию в обществе отношения к ней как к большой ценности.

Правила безопасности в Сети

  • Ограничьте информацию о себе в интернете (место жительства, номер мобильного телефона, электронная почта, метки геолокации).
  • Уделите внимание настройкам приватности профилей в соцсетях. Не публикуйте то, о чем не готовы рассказать незнакомцам.
  • Не поленитесь, тщательно изучите политику конфиденциальности при регистрации на сайтах и в соцсетях. Вы должны знать, кому и какие персональные данные передаете, как они будут защищены.
  • Не переходите по подозрительным ссылкам, особенно если всплывающая ссылка обещает что-то очень интересное и выгодное.
  • Не пересылайте пароли, логины, паспортные данные, ПИН-коды и другую подобную информацию в мессенджерах, чатах или по электронной почте.
  • Не храните в соцсетях и мессенджерах фотографии паспорта, иных документов и банковских карт.
  • Создайте отдельную карту для платежей в интернете, но не храните на ней большие суммы.