Найти тему
olga p.

Мастер русско-византийского стиля архитектор Константин Тон

архитектор К.А.Тон работы художника К.Брюллова
архитектор К.А.Тон работы художника К.Брюллова
К.А.Тон фото
К.А.Тон фото
жена архитектора Е.Берг кисти К.Брюллова
жена архитектора Е.Берг кисти К.Брюллова
храм Христа Спасителя в Москве
храм Христа Спасителя в Москве
Благовещенская церковь в Петербурге
Благовещенская церковь в Петербурге
Введенская церковь в Петербурге
Введенская церковь в Петербурге
Вознесенский собор в Ельце был одним из самых высоких в дореволюционной России.
Вознесенский собор в Ельце был одним из самых высоких в дореволюционной России.
Оружейная палата в Кремле
Оружейная палата в Кремле
Троицкий кафедральный собор (Томск)
Троицкий кафедральный собор (Томск)
Церковь Святого Петра и Павла в Петергофе
Церковь Святого Петра и Павла в Петергофе
Храм святой великомученицы Екатерины в Екатерингофе
Храм святой великомученицы Екатерины в Екатерингофе
Святодуховский собор в Петрозаводске
Святодуховский собор в Петрозаводске
Собор Рождества Богородицы в Ростове-на-Дону
Собор Рождества Богородицы в Ростове-на-Дону
Троицкий собор в Яранске
Троицкий собор в Яранске
Рождественский собор в Красноярске
Рождественский собор в Красноярске

Волковское кладбище в Санкт-Петербурге известно своими литераторскими мостками, где похоронены известные писатели и поэты, а также архитекторы Петербурга. Но обойдя все могилы, не сразу нашла могилу архитектора Константина Андреевича Тона. Дело в том, что сейчас кладбище разделено на две части: одна часть является музеем-некрополем и относится к музею городской скульптуры, а другая часть кладбища, где и сегодня производятся захоронения, имеет отдельный вход со стороны церкви Святого Иова. Вот в этой части Волковского православного кладбища и находится могила известного петербургского архитектора, чьи строения можно было видеть во многих городах России, его композиционные идеи церквей в русско-византийском стиле нашли широкое применение в эпоху царствования Николая Первого. Многие культовые здания в провинции возводились по «образцовым» проектам столичного мастера, иногда в той или иной степени изменённым в зависимости от конкретных обстоятельств. Но некоторые провинциальные храмы проектировались самим Тоном или под его руководством. Таковы соборы в Яранске, Томске, Красноярске или церковь в Любани близ Петербурга.

Как пишет Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона о К. А. Тоне, «изобретённый им стиль не утвердился надолго в русской архитектуре и отжил своё время, лишь только не стало покровительствовавшего ему императора Николая I. Тоновские постройки якобы в русском стиле, из которых многие весьма замечательны в конструктивном отношении, грешат холодностью, сухостью, недостатком истинной красоты и величия. При всём том, Тону принадлежит та заслуга, что он первый указал русским архитекторам на богатый источник вдохновения, кроющийся в памятниках их родной старины».

Споры, начавшиеся при жизни Тона, не прекращаются поныне. А.И. Герцен критиковал "пятиглавые судки с луковками вместо пробок, на индо-византийский манер, которые строит Николай с Тоном". В.В. Стасов писал, что Тон: "был делец самый ординарный, таланта не имел никакого" Правда, Герцену со Стасовым было свойственно критиковать все подряд, но вот и князю Е.Н. Трубецкому не нравилась тоновская архитектура, а это был человек глубочайшей русской культуры, один из первооткрывателей мира нашей иконы.

В советскую эпоху работам этого мастера не повезло больше других. Видимо, «образцовые», т.е. «типовые» церкви этого архитектора не хотели признавать памятниками архитектуры и их безжалостно сносили. В Петербурге насчитывается всего несколько сохранившихся работ архитектора: пристань со сфинксами у Академии художеств, Николаевский ныне Московский вокзал, храм Преображения Господня на Аптекарском острове, недавно воссоздан Екатеринский собор в Царском Селе, а ведь список его творений можно продолжать, но вот увидеть, к сожалению, многие из них только на старых фотографиях.

Конечно, самыми значимыми проектами К. А. Тона являются созданные им в Москве исторический храм Христа Спасителя и Большой Кремлёвский дворец.

Первоначально выбранная для строительства храма Христа Спасителя местность на Воробьёвых горах была признана неудобной, и проект А. Л. Витберга, оказался неосуществимым. Задача разработать новый проект в другом месте Москвы была возложена на К.Тона с непременным условием, чтобы новый величественный храм имел старинный русский стиль. Императору очень понравился предложенный Тоном новый проект храма Христа Спасителя, возведение которого заняло всю дальнейшую жизнь архитектора. В 1880 году в день окончания строительства Константин Андреевич приехал в Москву. Его больного на носилках принесли к храму, и он смог увидеть свое творение оконченным. Он, в слезах, попытался подняться с носилок - и не смог. Освятили храм в 1883 году, уже после смерти автора. Разрушенный в первые годы советской власти храм воссоздан в наши дни и является важной архитектурной доминантой набережной реки Москвы.

В 1837 году Николай I задумал соорудить новый великолепный дворец в Московском Кремле, такой, чтобы в его пространстве заключалось «всё, что в памяти народной тесно связано с представлением обиталища Государя». Между тем К.Тон продолжал заниматься и другими работами, порученными ему в Кремле: в Николаевском Кремлёвском дворце построил главный вход и галерею, соединяющую это здание с Чудовым монастырём, переустроил Патриаршью ризницу и шатер над Палатой мироварения, построил здание Оружейной палаты с его любимыми ренессансными окнами.

В 1847 году Тон принялся за порученную ему постройку станций Николаевской железной дороги в Петербурге и Москве, с таможней при последней. Два вокзала - Московский вокзал в Петербурге и Ленинградский вокзал в Москве связывают две столицы многокилометровыми узами железной дороги.

Последние годы деятельности в 1854 году после смерти А. И. Мельникова К.Тон был назначен ректором Академии художеств.

К. А. Тон, по мнению современников, обладал достаточно авторитарным и резким характером. Но из немногих писем Тона, найденных в архивах, и из отзывов о нем возникает образ человека добродушного, охотно берущего на себя чужие заботы и хлопоты. "Будьте ему полезны - делать добро отрадно", - пишет он Н.А. Рамазанову, ходатайствуя об устройстве на службу в Московское училище живописи, ваяния и зодчества художника Серебрякова, - человека, который видел много горя.

Константин Тон прожил большую и в целом счастливую творческую жизнь. Он скончался 25 января (6 февраля) 1881 года.

Чтобы прочувствовать всю красоту и гармонию русско-византийского стиля, предложенного великим архитектором, предлагаю вашему вниманию фотографии сохранившихся архитектурных работ Константина Тона и утраченных церквей, не оцененных его потомками.

Могила К. А. Тона оформлена в виде гранитного саркофага, рядом с ним установили стелу на могиле его сына Константина (1842-1881). Через 30 лет на участке, ставшем семейном, похоронили вдову К.А. Тона, Елену Ивановну (1820-1911). В 2008-2009 годах надгробия К.А. Тона и членов его семьи были отреставрированы - очищены и отмыты памятники, восстановлена металлическая ограда и утраченный много лет назад навес.

Приглашаю вас посетить место последнего приюта архитектора на Волковском кладбище .