Найти тему

Исторические факты о советских "вечерних университетах" 1920-х годов

Оглавление
Нарком просвещения А. Луначарский, 1925 год. фото из ria.ru
Нарком просвещения А. Луначарский, 1925 год. фото из ria.ru

В статье ознакомимся с важным и знаковым явлением науки и культуры молодого советского государства 1920-х годов- рабочим факультетом или «вечерним университетом».

Появление вечерних университетов

До настоящего времени доподлинно не известно, кому первому пришла в голову мысль о создании рабочих факультетов, или называемых всегда и везде народным комиссаром просвещения А. Луначарским «вечерних университетов». По одним данным, это был заместитель Луначарского историк М. Н. Покровский, согласно другим - простые студенты Московского коммерческого института. Точно установлено одно-первый рабочий факультет появился в феврале 1919 года в Московском институте народного хозяйства имени К. Маркса, после чего рабочие факультеты стали создаваться повсеместно.

И к 1928 году на территории Советского Союза один за другим открывались рабочие факультеты, в открытии которых принимали участие высшие учебные заведения. Вокруг которых, согласно Луначарскому : «вечерние университеты живут, словно вьющееся растение вокруг мощного ствола. А учёные Советского Союза с чрезвычайным желанием идут на популяризацию своей науки через эти учреждения». И на тот момент, согласно народному комиссариату просвещения, уже имелось 10 таких университетов, последний был открыт в Иваново-Вознесенске. Согласно советской прессе рабочая среда встретила эти новые учреждения с большим восторгом и одушевлением.

"Плюсы и минусы" вечернего университета для рабочего класса

Рабочий факультет был призван привести рабочих в нормальное высшее учебное заведение, выпускающее специалистов высокой категории. Но дневной рабочий факультет отрывал рабочего от станка и лишал его заработка, заменяя его сравнительно малой государственной стипендией. Он требовал трехлетнего курса, то есть специальной и очень трудной жизни, в общежитиях и в условиях интенсивной учёбы, и только после этого открывал двери высшего учебного заведения.

Вечерний рабочий факультет, не отрывал рабочего от своих трудовых обязанностей, но поставив сложную задачу подготовки рабочего к высшему учебному заведению, будучи связанного требованиям высшей школы, он был чрезвычайно утомительным для рабочей молодёжи, поэтому и «отсев» здесь получался серьезный-как правило, начинали уходить уже с первого и второго курса и только самые способные и усидчивые были способны проити это испытание и попасть в высшее учебное заведение.

Нечего и было говорить, техникумы также имели чисто специальное назначение и невозможно было учиться в них и одновременно работать на заводе или фабрике.

Занятие "вечернего университета" при МГУ, 1925 год. фото из rg.ru
Занятие "вечернего университета" при МГУ, 1925 год. фото из rg.ru

Но вечерние университеты могли устанавливать свои программы в зависимости от жизненных условии и ставить границы, которые считали выполнимыми. Они могли брать рабочих с небольшой подготовкой и вести их как по общей подготовке, так и по специальной линии – повышая их профессиональное мастерство. Вечерний университет мог выпускать рабочих, не только по определенным стандартам и программам, а также в рамках повышения только их квалификации. По словам современников, данная свобода действии вечернего университета составляла главное его преимущество.

Понятно, что в вечерний университет попадал достаточно разнородный состав: одни могут быть высоко квалифицированными рабочими, другие просто грамотными, а кто то просто подсобными рабочими. Для решения данной проблемы некоторые из вечерних университетов, например Иваново-Вознесенский, разделили свой курс на два потока- для малограмотных и более подготовленных.

Таким образом, в 1920-х годах в Советском Союзе рабочие вечерние университеты прилагали все усилия для удовлетворения потребностей рабочего класса в необходимых знаниях и умениях, и их слушатели проявив терпение и упорство росли качественно в своей профессиональной сфере.