Найти тему
On the other side...

Что такое эти ваши импрессионизмы и постимпрессионизмы?

"Видеть, чувствовать, выражать - в этом всё искусство." (с) братья Гонкур, "Дневник"

Что такое импрессионизм?

Импрессиони́зм (от французского impression "впечатление") - одно из крупнейших течений в искусстве последней трети XIX - начала XX века, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру. Представители импрессионизма стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином "импрессионизм" подразумевается течение в живописи, хотя идеи и творческие методы импрессионизма нашли своё воплощение и в других видах искусства - литературе, музыке.

  • Импрессионизм в литературе - один из литературных стилей, распространившийся в мире в конце XIX - начале XX веков, опиравшийся на мимолётные впечатления и ассоциации. В литературе этот стиль не сложился как отдельное направление, однако его характерные черты прослеживаются в натурализме и, особенно, символизме.

Как жанр получил своё название?

Здесь всё интереснее, чем может показаться на первый взгляд! Термин "импрессионизм" в мировую культуру абсолютно случайно привнёс критик журнала "Le Charivari" Луи Леруа, который опубликовал свою сатирическую статью о "Салоне Отверженных" под заглавием "Выставка впечатленцев" (фр. L'Exposition des impressionnistes), взяв за основу название картины Клода Моне "Впечатление. Восходящее солнце".

Клод Моне, картина "Впечатление. Восходящее солнце", 1872
Клод Моне, картина "Впечатление. Восходящее солнце", 1872
  • "Салон отверженных" (Salon des Refuses) - это неофициальная художественная выставка, в XIX веке периодически проводимая в Париже в противовес официальному Парижскому Салону. На "Салоне отверженных" чаще всего выставлялись живописные, графические и скульптурные произведения, отвергнутые приёмной комиссией Парижского Салона.
  • Парижский салон (фр. le Salon) - одна из самых престижных художественных выставок во Франции, официальная регулярная экспозиция парижской Академии изящных искусств.

Какие основные черты техники импрессионизма?

  • Чёткий контур, был заменён мелкими раздельными и контрастными мазками.
  • Краски не смешивались на палитре, нужный цвет художники получали путём правильного наложения их на холст.
  • Картины создавались не в мастерских, а на природе, это позволяло удобнее схватывать мимолётное впечатление от увиденного и живее передавать динамичность освещения.
  • Также художники использовали укрывистые краски, которые плохо пропускают свет и непригодны для смешивания, это позволило им создавать картины не с "внутренним", а "внешним" светом, отражающимся от поверхности холста.

И что же в итоге?

Технические отличия импрессионизма от других стилей живописи способствовали достижению иных целей, прежде всего импрессионисты пытались уловить мимолётное впечатление, мельчайшие изменения в каждом предмете в зависимости от освещения и времени суток. Наивысшим воплощением импрессионизма стали циклы картин Клода Моне "Стога сена", "Руанский собор" и "Парламент Лондона".

В целом в стиле импрессионизма работало множество мастеров, но основой движения были Эдуард Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Фредерик Базиль и Берта Моризо.

Дальше - больше

После своего появления в 60-х годах XIX века, импрессионизм всё увереннее укреплял свои позиции в мировой живописи и в 80-х годах того же века из него родился новый жанр - постимпрессионизм (фр. postimpressionisme). Художники этого направления отказывались изображать только зримую действительность (как натуралисты) или сиюминутное впечатление (как импрессионисты), а стремились изображать её основные, закономерные элементы, длительные состояния окружающего мира, сущностные состояния жизни, при этом подчас прибегая к декоративной стилизации.

К отцам постимпрессионизма, несомненно, можно отнести Поля Сезанна, Поля Гогена и Винсента Ван Гога. Для постимпрессионизма характерны разные творческие системы и техники, объединённые по сути лишь тем, что они отталкивались от импрессионизма. Они сильно повлияли на последующее развитие изобразительного искусства, став основой направлений в современной живописи. Крупные мастера своей проблематикой положили начало многим тенденциям изобразительного искусства XX в.: работы Ван Гога предвосхитили появление экспрессионизма, Гоген проложил путь к символизму и модерну.

О чём же постимпрессионизм?

Постимпрессионисты ушли от основной идеи импрессионизма - передачи моментного ощущения - к осмыслению длительных состояний окружающего мира, причём как материальных, так и духовных. У постимпрессионистов вырос интерес к философским и символическим составляющим искусства, что также являлось результатом определённого духовного кризиса европейской культуры этого времени, поисков художниками устойчивых идейно-нравственных ценностей. Тем не менее, художники, ныне объединяемые под термином "постимпрессионисты", не были объединены ни общей программой, ни школой, ни методом.

А что в итоге?

В 1860-х годах импрессионисты ознаменовали уход от академизма, изменив не только технику создания картины, но и саму центральную идею. Теперь главная задача художника - передать мгновенное ощущение, придать живость картине за счёт динамичности освещения и отсутствия чётких контуров. А уже в 1880-х годах рождается новый жанр - постимпрессионизм, который призван отобразить длительные состояния в нашей жизни. Цвет, линии, формы становятся выразителями индивидуальности художника, его чувств и мыслей. Постимпрессионисты пошли дальше импрессионистов в отрицании догм, форм, канонов академического искусства.

Однако постимпрессионизм неотделим от импрессионизма. Это две фазы периода разложения традиционной академической системы и перехода к искусству XX века, о котором мы поговорим в следующих статьях. А на этом у меня всё, спасибо за прочтение и увидимся по ту сторону холста!