"Видеть, чувствовать, выражать - в этом всё искусство." (с) братья Гонкур, "Дневник"
Что такое импрессионизм?
Импрессиони́зм (от французского impression "впечатление") - одно из крупнейших течений в искусстве последней трети XIX - начала XX века, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру. Представители импрессионизма стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином "импрессионизм" подразумевается течение в живописи, хотя идеи и творческие методы импрессионизма нашли своё воплощение и в других видах искусства - литературе, музыке.
- Импрессионизм в литературе - один из литературных стилей, распространившийся в мире в конце XIX - начале XX веков, опиравшийся на мимолётные впечатления и ассоциации. В литературе этот стиль не сложился как отдельное направление, однако его характерные черты прослеживаются в натурализме и, особенно, символизме.
Как жанр получил своё название?
Здесь всё интереснее, чем может показаться на первый взгляд! Термин "импрессионизм" в мировую культуру абсолютно случайно привнёс критик журнала "Le Charivari" Луи Леруа, который опубликовал свою сатирическую статью о "Салоне Отверженных" под заглавием "Выставка впечатленцев" (фр. L'Exposition des impressionnistes), взяв за основу название картины Клода Моне "Впечатление. Восходящее солнце".
- "Салон отверженных" (Salon des Refuses) - это неофициальная художественная выставка, в XIX веке периодически проводимая в Париже в противовес официальному Парижскому Салону. На "Салоне отверженных" чаще всего выставлялись живописные, графические и скульптурные произведения, отвергнутые приёмной комиссией Парижского Салона.
- Парижский салон (фр. le Salon) - одна из самых престижных художественных выставок во Франции, официальная регулярная экспозиция парижской Академии изящных искусств.
Какие основные черты техники импрессионизма?
- Чёткий контур, был заменён мелкими раздельными и контрастными мазками.
- Краски не смешивались на палитре, нужный цвет художники получали путём правильного наложения их на холст.
- Картины создавались не в мастерских, а на природе, это позволяло удобнее схватывать мимолётное впечатление от увиденного и живее передавать динамичность освещения.
- Также художники использовали укрывистые краски, которые плохо пропускают свет и непригодны для смешивания, это позволило им создавать картины не с "внутренним", а "внешним" светом, отражающимся от поверхности холста.
И что же в итоге?
Технические отличия импрессионизма от других стилей живописи способствовали достижению иных целей, прежде всего импрессионисты пытались уловить мимолётное впечатление, мельчайшие изменения в каждом предмете в зависимости от освещения и времени суток. Наивысшим воплощением импрессионизма стали циклы картин Клода Моне "Стога сена", "Руанский собор" и "Парламент Лондона".
В целом в стиле импрессионизма работало множество мастеров, но основой движения были Эдуард Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Фредерик Базиль и Берта Моризо.
Дальше - больше
После своего появления в 60-х годах XIX века, импрессионизм всё увереннее укреплял свои позиции в мировой живописи и в 80-х годах того же века из него родился новый жанр - постимпрессионизм (фр. postimpressionisme). Художники этого направления отказывались изображать только зримую действительность (как натуралисты) или сиюминутное впечатление (как импрессионисты), а стремились изображать её основные, закономерные элементы, длительные состояния окружающего мира, сущностные состояния жизни, при этом подчас прибегая к декоративной стилизации.
К отцам постимпрессионизма, несомненно, можно отнести Поля Сезанна, Поля Гогена и Винсента Ван Гога. Для постимпрессионизма характерны разные творческие системы и техники, объединённые по сути лишь тем, что они отталкивались от импрессионизма. Они сильно повлияли на последующее развитие изобразительного искусства, став основой направлений в современной живописи. Крупные мастера своей проблематикой положили начало многим тенденциям изобразительного искусства XX в.: работы Ван Гога предвосхитили появление экспрессионизма, Гоген проложил путь к символизму и модерну.
О чём же постимпрессионизм?
Постимпрессионисты ушли от основной идеи импрессионизма - передачи моментного ощущения - к осмыслению длительных состояний окружающего мира, причём как материальных, так и духовных. У постимпрессионистов вырос интерес к философским и символическим составляющим искусства, что также являлось результатом определённого духовного кризиса европейской культуры этого времени, поисков художниками устойчивых идейно-нравственных ценностей. Тем не менее, художники, ныне объединяемые под термином "постимпрессионисты", не были объединены ни общей программой, ни школой, ни методом.
А что в итоге?
В 1860-х годах импрессионисты ознаменовали уход от академизма, изменив не только технику создания картины, но и саму центральную идею. Теперь главная задача художника - передать мгновенное ощущение, придать живость картине за счёт динамичности освещения и отсутствия чётких контуров. А уже в 1880-х годах рождается новый жанр - постимпрессионизм, который призван отобразить длительные состояния в нашей жизни. Цвет, линии, формы становятся выразителями индивидуальности художника, его чувств и мыслей. Постимпрессионисты пошли дальше импрессионистов в отрицании догм, форм, канонов академического искусства.
Однако постимпрессионизм неотделим от импрессионизма. Это две фазы периода разложения традиционной академической системы и перехода к искусству XX века, о котором мы поговорим в следующих статьях. А на этом у меня всё, спасибо за прочтение и увидимся по ту сторону холста!