Найти в Дзене
Мария Балиоз

Как создать программу обучения 8 шагов

Оглавление

Этот лонгрид я пишу для тех, кто уже обладает знаниями и опытом, хочет выйти на новый профессиональный уровень, делая свои программы более осмысленными. За годы работы вместе я с коллегами выработала свой подход, который позволил нам создавать качественные программы быстро и дорого их продавать.

Я предлагаю вам алгоритм разработки обучающих корпоративных программ (я не буду затрагивать тему создания единичных e-learning таких как видеоролики, слайдовые курсы или тренажеры).

Алгоритм состоит из 8 шагов и выглядит следующим образом:

Итак, давайте коротко обсудим каждый из 8 шагов.

Также вы можете воспользоваться шаблоном создания программы (google таблица) - опубликовано здесь.

ШАГ 1: ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Прежде чем приступать к созданию любой программы, необходимо зафиксировать все вводные данные, которые у вас имеются. Создание программы – это лишь половина дела, кроме того, надо её сделать в срок, потом эту программу нужно отправить на производство, провести тест/пилот, рассказать сотрудникам о программе и массово запустить. Именно поэтому здесь мы говорим о проекте, а не о программе самой по себе. Не важно, сотрудник ли вы компании или внешний подрядчик, общее понимание рамок и задач всегда есть. Подробнее читайте здесь.

ШАГ 2: ИССЛЕДОВАНИЕ

Далее стоит провести внутреннее и внешнее исследование. Внутреннее исследование — это активности, которые позволят выявить глубинные задачи бизнеса, лучше понять боли и желания целевой аудитории, выявить противоречия между желаниями топ-менеджмента и реальным положением дел у сотрудников. Внешнее исследование — это обзор решений на рынке, которые используют компании в Вашей отрасли/со схожими задачами, а также обзор технологических решений и международного рынка.

На этом этапе чаще всего встречаются такие заблуждения: «Я итак знаю, что у меня в компании происходит», «Руководитель поставил мне чёткую задачу, я уже знаю, что нужно делать», «Какая мне разница, как устроено обучение у других, у нас в компании есть свои практики». Попробуйте их преодолеть и сделать тщательное исследование, вас может многое удивить.

Если вы хотите качественно нового результата, уж не ожидаете ли вы, что делая по-старому вы его получите?

Подробнее про исследование читайте здесь и здесь.

ШАГ 3: ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ

После тщательно проведённого исследования у вас в голове начинает формироваться некий предварительный образ программы и уже хочется поскорее уйти в содержание. Не торопитесь. Если вы намерены сделать эффективную программу, то должны чётко ответить себе на вопрос: «Что такое эффективная программа?» и как вы это поймёте. Этот шаг не займёт много времени и позволит после запуска программы увидеть, насколько она приносит результат сотрудникам и бизнесу в целом.

Также цели помогут вам держать фокус на важном во время проектирования программы и избегать стереотипных и привычных решений.

Подробнее про постановку целей читайте здесь.

ШАГ 4: СОЗДАНИЕ ПОРТРЕТА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

Говоря про групповое корпоративное обучение, мы держим в уме тот факт, что вы не сможете учесть индивидуальные особенности каждого отдельного человека. Мне доводилось делать массовые программы для 16 000+ сотрудников в разных регионах России. И конечно, я не могу рассматривать каждого человека индивидуально в такой ситуации. Поэтому создавать портрет пользователя нужно как собирательный образ сотрудника, для которого вы создаёте программу. В контексте разработки образовательной программы я предлагаю рассматривать два портрета пользователя:

  • точка А — текущий портрет пользователя — это то, как «выглядит» сотрудник сейчас. Здесь очень пригодятся результаты вашего исследования;
  • точка Б — целевой портрет пользователя — это то, какого сотрудника вы хотите «на выходе», то есть по итогам прохождения программы.

В образовательных методиках есть масса способов описания портрета пользователя и самый распространённый из них — это ЗУН (знания, умения, навыки). Мы с коллегами за годы нашей работы немного расширили понимание этого вопроса и предлагаем описывать портрет следующим образом:

  • знания — это то, что человек будет знать по итогу прохождения программы, т. е. конкретная информация, которую пользователь должен понять и усвоить. Например, пользователь знает стандарты обслуживания покупателей;
  • навыки — это то, что пользователь освоил/научился делать/применяет. Например, пользователь умеет проводить собеседования;
  • поведение — это то, к чему стремится пользователь с точки зрения поведения или какое поведение демонстрирует. Например, пользователь стремится проявлять инициативу;
  • мотивация — это то, какие эмоционально значимые для пользователя факторы, желания или стремления у него формируются. Например, пользователь хочет достигать показателей эффективности или стремится к карьерному росту.

По сути, путь движения пользователя из точки А в точку Б и есть ваша программа.

Подробнее про создание портрета пользователя читайте здесь.

ШАГ 5: СОЗДАНИЕ СТРУКТУРЫ ПРОГРАММЫ

Мы с вами подошли к созданию структуры программы — того скелета, на котором она будет держаться. Важно не путать структуру программы с её содержанием, которое ждёт нас через несколько шагов. За годы работы я выработала свой подход, который сначала формирует общую картину программы и далее, двигаясь от общего к частному, спускается в детали содержания. В данном случае общей картиной для нас послужит главный посыл, который через ключевые поведения спускается в описание блоков, то есть всё глубже и глубже. На данном шаге Вам надо приложить все свои творческие силы и постараться посмотреть на образ вашей программы через призму смыслов.

На данном шаге вам необходимо:

  • выбрать главный посыл - это то ключевое сообщение, которое красной нитью будет пронизывать всю программу.
  • выбрать перечень ключевых поведений. Вы уже поработали с поведением на предыдущем шаге в точке Б, и теперь необходимо из всех вариантов поведения выделить три самых главных. Попробуйте как бы приподняться над точкой Б, увидеть её объёмной через призму вашего главного посыла и сформулировать три ключевых варианта поведения или, если хотите, драйвера, которые будут сопровождать программу.
  • создать и описать блоки программы

Подробнее про создание структуры программы читайте здесь и здесь.

ШАГ 6: СОЗДАНИЕ ПУТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

Как мы выяснили на предыдущих шагах, программа — это путь пользователя из точки А в точку Б или, другими словами, путь из пункта А в пункт Б. Наша с вами задача на этом шаге этот путь спроектировать, и здесь я имею в виду не содержание, как может показаться на первый взгляд. Путь включает в себя:

  • расстановку контентных единиц каждого блока в определённой последовательности
  • формирование логики обучения
  • дизайн эмоционального пути
  • описание воронки программы
  • описание процедур входа и выхода из программы
  • описание контрольных точек
  • соотнесение программы с бизнес-процессами компании.

Так иногда бывает, что обучение сводится к назначению какого-то курса и теста для проверки знаний на корпоративном портале. Безусловно, так проще и быстрее. Но эффективно ли это?

Подробнее про создание пути пользователя читайте здесь, здесь и здесь.

ШАГ 7: ДЕТАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ

На этом шаге вас ждут часы кропотливого труда, поскольку вы приблизились к самой сути программы, то есть её содержанию. Этот этап предполагает максимальную детализацию каждой контентной единицы, которые, если это сделать должным образом, и будут являться техническим заданием. Часто встречаемое заблуждение, что содержание прописывается один раз. Извините, но я вынуждена вас разочаровать. По мере того, как вы прописываете каждую следующую контентную единицу, так или иначе вы возвращаетесь к уже написанному и корректируете. Я рекомендуем выделить на эту задачу несколько дней по 2-3 часа. Вы должны одновременно удерживать в голове все, что вы уже написали на текущий момент и помнить все детали, а это требует высокой концентрации и отсутствие отвлекающих факторов (рабочие звонки, обед, переписки и т.д.). Подробнее читайте здесь.

ШАГ 8: ТЕСТИРОВАНИЕ

Наверняка у вас получилась прекрасная программа с вашей точки зрения. Но дело в том, что не вы будете потребителем этой программы, и, какой бы совершенной она вам не казалась, вам стоит пойти “в поля” и проверить программу на будущих пользователях. Не пребываете в иллюзии “готовой программы”, а всегда старайтесь найти возможность сделать ее лучше. Подробнее о тестировании программы здесь.

------------

На этом этапе ваша программа готова. Стоит позаботиться о том, чтобы она была корректно описана и была понятна всем, кто будет работать над ее производством и дальнейшим запуском.

Ну а дальше дело за малым, нужно просто воплотить её в жизнь.

Все материалы по этой теме:

  1. Описание проекта (здесь)
  2. Проведение исследования (часть 1, часть 2)
  3. Постановка целей (здесь)
  4. Создание портрета пользователя (здесь)
  5. Создание структуры программы (часть 1, часть 2)
  6. Создание пути пользователя (часть 1, часть 2, часть 3)
  7. Детализация программы (здесь)
  8. Тестирование (здесь)