15 апреля мы вспоминаем одного из титанов эпохи Высокого Возрождения, величайшего итальянского художника, непревзойденного мастера изобразительного искусства: 15 апреля исполняется 571 год со дня рождения Леонардо да Винчи. Деятельность Леонардо не ограничивалась рамками живописи и архитектуры: «универсальный человек» внес огромный вклад в развитие мировой науки и культуры, был гениальным изобретателем, дальновидным ученым и неординарным мыслителем.
В Научно-исследовательском музее при Российской академии художеств хранится рисунок с фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, украшающей трапезную доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане, исполненный итальянским художником Джузеппе Босси (1777–1815), который большую часть своей жизни посвятил изучению произведений Леонардо да Винчи.
Общеизвестно, что при создании фрески в 1495–1498 годах Леонардо да Винчи экспериментировал с материалами, что довольно быстро привело к разрушению красочного слоя, более того, монахи не ценили это творение и даже прорубили через него дверь, уничтожив часть изображения, а в конце XVIII века, когда город заняли французские войска, солдаты упражнялись в метании в «Тайную вечерю» камней и выкалывании глаз апостолам.
В 1808 году вице-король Италии Евгений де Богарне, будущий первый герцог Лейхтенбергский, родоначальник знаменитого в Европе художественного собрания, желая зафиксировать бессмертное творение да Винчи, поручил художнику Джузеппе Босси воспроизвести для него оригинал. Виртуозный рисовальщик Босси, тщательно и вдумчиво изучавший манеру Леонардо, выполнил на картоне копию — реконструкцию фрески.
Сегодня рисунок Босси является единственным сохранившимся в музее произведением из собрания герцога Лейхтенбергского: герцог Максимилиан и его супруга великая княгиня Мария Николаевна — были президентами Академии художеств, и на протяжении тринадцати лет в Музее Академии художеств размещалось уникальное по значимости произведений собрание Лейхтенбергских. Коллекция, согласно принятой в Европе майоратной форме наследования, вместе с прочим имуществом переходила к старшему сыну в роду. От Евгения де Богарне к его сыну герцогу Максимилиану Лейхтенбергскому, от него — к герцогу Николаю Максимилиановичу. После того как в 1852 году герцог Максимилиан умер, все недвижимое имущество семьи Лейхтенбергских в Баварии было переведено в деньги и вместе с коллекцией и фамильными драгоценностями отослано в Россию. В 1863 году, достигнув совершеннолетия, герцог Николай стал полноправным наследником, а в 1884 году он передал коллекцию в Академию художеств при условии: она могла находиться там, только пока он жив. После смерти Николая Максимилиановича в 1890 году между его братьями и детьми начались споры о принадлежности коллекции. Закончилось все тем, что наследники начали ее распродавать и вывезли принадлежавшую им часть из России: по некоторым сведениям — еще до Первой мировой войны, а остальное — после 1917 года.