Термин "постимпрессионизм" объединяет творчество многих художников. В этой статье мы расскажем вам о четырех выдающихся мастерах, которые больше всего связаны с этим художественным движением – Винсенте ван Гоге, Поле Гогене, Жорже Сера и Поле Сезанне. Мы собрали все, что вам нужно знать о постимпрессионизме, его отличительных чертах и его представителях. Довольно сложно говорить о глобальных различиях между импрессионизмом и постимпрессионизмом или о том, когда закончилось одно направление в искусстве и началось другое. Во всех смыслах границы между ними неразборчивы. Даже упомянутые художники не называли себя постимпрессионистами.Сам термин появился, когда все они были уже мертвы – в 1910 году. В то время британский куратор и искусствовед Роджер Фрай устраивал выставку в лондонской галерее Графтон, и ему понадобился новый термин, чтобы объединить разнообразные работы квартета. Он определил период постимпрессионизма с 1880 по 1905 год. Однако искусствовед Джон Ривальд был убежден, что период постимпрессионизма начался в 1886 году (когда состоялась последняя выставка импрессионистов) и продолжался до 1892 года.
Ван Гог, Гоген, Сера и Сезанн начинали с импрессионизма. Хотя их творчество в конечном счете не принадлежало к этому художественному направлению, они использовали его основные принципы: правдивое изображение сцен современной жизни; использование ярких, естественных цветов; использование динамичных мазков, в которых цвета не смешиваются; предпочтение игре света над точностью изображения. Однако были различия, из-за которых их картины нельзя отнести к импрессионизму: объектом живописи являются не внешние объекты, а внутренняя сущность вещей. В постимпрессионизме то, как художник видит окружающий мир, важнее, чем то, как он выглядит на самом деле. Изображение объекта живописи показано в изменчивом состоянии. Больше не важно запечатлеть момент, главная цель - показать отношение. Простое изображение реальности также отступает на задний план. Постимпрессионисты хотят не копировать реальность, а размышлять над ней, пропускать ее через призму своих собственных мыслей, чувств, эмоций и воображения. Вот почему художественное направление характеризуется декоративностью и символическими акцентами. Цветовая палитра перестает быть естественной. Картины полны ярких, насыщенных цветов с “эмоциональным зарядом”, который постимпрессионисты стремятся донести до зрителя.
1. Винсент Ван Гог
В картинах Винсента ван Гога особенно очевиден - “Я изображаю не то, что вижу, а то, что чувствую”. Художник карикатурно изображает свойства объектов, чтобы передать желаемые эмоции. По той же причине он причудливо украшает свои картины и иногда наносит так много краски, что они кажутся трехмерными.
Повседневные прогулки через призму собственного опыта - формула Ван Гога. Они также являются ключевыми для экспрессионизма.
2. Поль Гоген
Сначала Поль Гоген бросил вызов импрессионистам своей цветовой палитрой. Ярко-желтые, оранжевые, зеленые, синие и другие неестественные сочные цвета разлились по его картинам. Они придали художественному миру Гогена уникальную выразительность и подчеркнули эмоциональное отношение художника к тому, что он изображал.
Затем Гоген отметил свой отход от импрессионизма, создавая только полуреальные миры, полные символизма и аллегории.Позже художник начал изображать плоскости чистым цветом и перестал использовать тени.
В конце концов, он закончил созданием “ примитивного искусства". На самом деле, это было основной целью его поездки на Таити, где он создал свою известную серию картин с девочками-подростками.
3. Жорж Сера
Жорж Сера по-своему разрушил традиции импрессионизма. Например, в своих картинах он не гнался за эфемерностью момента и даже не пытался изобразить его на холсте (позже его работы стали полностью статичными). Поэтому он не создавал картины на открытом воздухе, чтобы точно передать световые эффекты. Он делал только наброски на улице и в основном работал в студии. Сера также интересовался безвременьем.
В отличие от Ван Гога и Поля Гогена, Сера не отвергал достижения импрессионизма так резко. Он был впечатлен как естественными цветами, так и изображениями повседневных сцен из современной жизни. Однако он хотел видеть больше порядка в картинах, чтобы структура выглядела целостной, единой. Кроме того, он хотел большей четкости в контурных линиях.
После долгих поисков он нашел то, что придало бы этой ясности. Это была техника разделения цветов, называемая пуантилизмом. Сера без жалости попрощался с произвольными мазками импрессионистов и начал рисовать, используя точки, не смешивая цвета. Ему казалось, что таким образом его картины будут буквально дышать цветом и излучать свет.
4. Поль Сезанн
Хотите верьте, хотите нет, но новаторство Поля сезанна заключалось в том, что он напомнил, что у человека два глаза. Забавно, но это правда. Художник обратил внимание на то, что левый и правый глаза по-разному воспринимают визуальную информацию. Итак, когда мы исследуем объект, мы также смотрим на него под разными углами, поворачиваем голову. Но искусство, говорит он, предлагает нам единственный вариант одного ракурса. Сезанн был убежден, что неправильно изображать объекты таким образом, потому что мы не видим их такими в реальной жизни. Поэтому они должны быть изображены на холсте как минимум с двух ракурсов, а не с одного.
Как и Сера, Сезанн любил четкую структуру композиции и разделение контрастных цветов. Однако, в отличие от своего коллеги, он проводил свои творческие исследования на открытом воздухе. Во время своих “полевых исследований” он пытался изобразить природу более глубоко и объективно, чем это делали импрессионисты. Он понял еще одну важную вещь: мы не видим всех деталей, но мы видим формы. Так, Сезанн начал сводить деревья, горы, людей, здания к геометрическим формам. Это была революция. Сезанн открыл дверь в модернизм.
Заключение в четырех кратких тезисах:
Постимпрессионизм Ван Гога породил идеи экспрессионизма.
Постимпрессионизм Поля Гогена положил начало примитивизму в западном искусстве и заложил основы символизма.
Постимпрессионизм Жоржа Сера положил начало пуантилизму.
Постимпрессионизм Поля Сезанна фактически сформулировал основы модернизма и кубизма.