Главным парадным этажом Дома Офицеров считался третий этаж. Там находились все парадные помещения Офицерского Собрания: Белый зал для концертов и приемов, две гостиные - Розовая и Голубая (для дам и кавалеров), башенный кабинет для попечителя Офицерского Собрания, а также две столовые, которые использовались как Банкетные залы.
Внутренние интерьеры Дома Офицеров поражали своим великолепием. К их созданию архитекторы подошли очень внимательно.
Каждого посетителя Офицерское Собрание встречало красотой вестибюля и парадной лестницы. На втором этаже здания находились библиотека и бильярдная. Интерьеры остались почти такими же, как были при императоре, однако появились элементы советского времени.
Так, к примеру, стены лестницы украшают барельефы, посвященные воинам Советской Армии, а в простенках выставлена оригинальная военная техника.
Парадная лестница выполнена из белого эстляндского мрамора. Она соединяет три этажа, а в конце установлено зеркало, которое создает впечатление будто лестница не заканчивается. Интерьер лестницы выполнен в стиле Людовика XVI. Сверху был устроен большое стеклянный фонарь, который освещал светом все помещение.
С галереи второго этажа можно было войти в Бильярдную. В ней были два бильярдных стола работы петербургской фабрики Фрейберга. Они высоко ценились не только в России, но также в Европе и в Северной Америке. Вдоль стен располагалась мебель из тутового дерева, обитого кожей, а рядом была буфетная.
На втором этаже также расположились залы Библиотеки. Когда-то там стояли книжные шкафы из полированного орехового дерева, а также стояли столы, кресла и стулья. Убранство библиотеки выполнено в русском национальном стиле, который напоминает допетровские времена: низкие полукруглые своды, расписанные народными узорами.
Большой концертный зал Дома Офицеров получил свое нынешнее оформление в 1934 году. До реконструкции это был зал балов и приемов. В нем было большое количество солнечного света, благодаря окнам в сторону Литейного проспекта и внутреннего двора. На Литейный проспект также выходил большой летний балкон.
В конце зала, прямо по центру, висел портрет императора Николая II. Музыканты во время балов располагались на хорах. В зале могло уместиться около 600 человек.
После реконструкции кресла в зале стали постоянными, в торце зала появилась сцена, исчезли галереи и хоры. Окна в зале постоянно закрыты.
За свою историю Большой концертный зал повидал многое. Помимо концертов и балов в нем проходили судебные процессы. В 1908 году здесь работал верховный уголовный военный суд по делу генерала А.М. Стесселя, которого обвиняли в сдаче японцам двух важных объектов (порт Дальний и крепость Порт Артур) на Дальнем Востоке без разрешения высшего командования. 7 февраля 1908 года Стессель был приговорен к расстрелу и лишен всех наград, но уже 5 марта 1908 года высочайшим повелением Императора приговор заменили на десятилетнее заключение в крепости. В мае 1909 года Стессель был помилован Николаем II и отправлен на пенсию.
В начале 1950-ых годов в Концертном зале проходил судебный процесс по “Ленинградскому делу”. Это был показательный судебный процесс, обращенный против ленинградской партийной организации. Ради ее разгрома И.В. Сталин вернул в уголовный кодекс смертную казнь, которая была отменена в 1947 году. Руководителей Ленинградского Обкома обвиняли в том, что они намеревались создать русскую коммунистическую партию в противовес Всесоюзной партии и начать противостояние с ЦК.
Первый процесс прошел в сентябре 1950-ого года. Тогда на скамье подсудимых оказались многие руководители города. Выездная сессия военной коллегии приговорила шестерых человек к расстрелу, двоих к 10 годам тюрьмы и одного к 15 годам тюрьмы. В 1:00 ночи 1 октября 1950 года, когда судья генерал-майор юстиции И.О. Матулевич закончил выносить приговор, на заключенных были накинуты белые ткани, охрана перекинула их через плечо, и приговор был выполнен немедленно. В 2:00 ночи чекисты отчитались об исполнении приговора.
Вслед за этим делом последовала чистка городской номенклатуры, к расстрелам были приговорены более 20 человек, а 200 человек отправились в лагеря.
В апреле 1954 года обвинения по “Ленинградскому делу” были признаны фальсифицированными, все обвинения были сняты, и в том же Концертном зале проходил новый процесс над организаторами “Ленинградского дела”.
Рядом с Большим концертным залом находится Розовая гостиная. Она полностью сохранила свой облик с момента постройки здания. В дореволюционное время она носила название Дамской гостиной и предназначалась для дам, которые приезжали на приемы, балы и другие мероприятия.
В этой гостиной дамы могли вести светские разговоры, музицировать, заниматься своим туалетом и отдыхать. Интерьеры Розовой гостиной выполнены в стиле барокко. Все поражало своей роскошью - декоративная лепнина, позолоченная антикварная мебель, ковер на всю комнату, зеркала, картины мастеров живописи 19-ого века.
Розовая гостиная сообщается с Угловой гостиной, которая также называется Башенным кабинетом. На дореволюционных планах она была отмечена как Кабинет попечителя собрания Его Императорского Высочества Великого Князя Владимира Александровича. После его кончины в 1909 году попечителем стал Великий Князь Николай Николаевич-младший.
Эта была небольшая комната, достаточно изящная, в стиле необарокко. Все стены и потолок отделаны лепными украшениями. С трех сторон кабинет окружен балконом, с которого открывался отличный вид на перспективу Литейного проспекта и Кирочной улицы. В кабинете стоял мраморный камин и шикарная мебель: деревянный с бронзой письменный стол, кресло, два угловых и один мягкий диваны, стулья и круглый стол. Пол полностью был застелен ковром, мебель обтянута плюшем и бархатом, а стены покрыты плотной шелковой тканью.
Если смотреть на план здания, то можно увидеть, что рядом с Башенным кабинетом находится лестница, по которой можно подняться на крышу.
Двери из кабинета ведут в Голубую гостиную. Это помещение предназначалось исключительно для кавалеров. В Российской империи издавна было принято, что розовый цвет дамский, а голубой - мужской. По цвету лент орденов Святой Екатерины и Святого Андрея Первозванного, которые при рождении получали все члены императорской семьи.
Интерьер помещения строгий, напоминает стиль классицизм. Вдоль стен проходит панель из красного дерева, из него же была выполнена вся мебель, обитая зеленым сафьяном. Днем в этой гостиной проходили занятия офицеров гвардии Петербургского округа, а по вечерам устраивались шахматные и карточные игры. На старых планах эта комната обозначается как Карточная. В декоре потолка можно увидеть знаки карточных мастей.
Следующий зал сегодня называется Малой музейной комнатой (бывшая Малая столовая). В ней было два балкона - теплый, на котором можно было спокойно располагаться круглогодично, и летний. Известно, что здесь стоял буфет с широким прилавком, покрытым красным мрамором. Это было одно из помещений, где можно было курить.
Из Малой столовой можно попасть в Дубовый зал (бывшая Большая парадная столовая). Она была оформлена во Фламандском стиле. Комната практически не изменилась с момента постройки здания. Исчезло только окно через которое помещение освещалось, но сохранился витраж.
После Великой Отечественной Войны появились портреты великих полководцев - Суворова и Кутузова.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
И обязательно ознакомьтесь:
Египетский мост через Фонтанку. Страшное обрушение моста и легенда, связанная с этим
Можно ли построить дом за 50 дней? История доходных домов в Санкт-Петербурге.
Гостиница "Европейская" в Санкт-Петербурге. История легендарного отеля.