Финансовым анализом предприятия называют оценку ключевых показателей бизнеса и его общей финансовой устойчивости. Выводы и результаты проведенного анализа дают руководителю информацию, которая помогает выбирать наилучшие пути развития компании, строить прогнозы и разрабатывать далеко идущие планы.
Из чего состоит финансовый анализ; его задачи
В основе финансового анализа предприятия лежит отчетность. Процесс проведения финансового анализа разделяется на пять значимых частей:
- Оценка всех ресурсов, исследование текущего положения бизнеса и анализ его финансовой устойчивости.
- Оценка эффективности работы организации, рентабельности и оборачиваемости капитала.
- Оценка ключевых показателей работы бизнеса.
- Формулировка и обоснование выводов.
- Формирование прогноза развития компании.
У каждого предприятия свой набор целей и задач, который ставится перед финансовым анализом. Он зависит от особенностей конкретного бизнеса. Но есть и общие моменты в развитии даже абсолютно разноплановых организаций.
Как правило, владельцы и руководители бизнеса ожидают увидеть максимум показателей для объективной оценки положения компании в текущий момент и прогноз на обозримое будущее.
Самые распространенные задачи финансового анализа предприятия такие:
- понять, насколько эффективно используются имеющиеся в распоряжении компании трудовые, материальные и денежные ресурсы;
- найти негативные факторы, оказывающие влияние на финансовые результаты бизнеса;
- найти дополнительный резерв, неиспользованный потенциал, и разработать конкретную программу оптимизации текущей работы.
Финансовый анализ предприятия ‒ не просто абстрактный подсчет коэффициентов и их сравнение в разные периоды времени. Это обоснованные выводы о положении дел в бизнесе, подкрепленный точными расчетами.
Виды финансового анализа предприятия
Финансовый анализ может быть внешним и внутренним.
Внешний анализ проводят сторонние организации. Это могут быть инвесторы, органы статистики, кредитные отделы банков. Для такого анализа используется только та информация, которая находится в открытом доступе. Он довольно общий и поверхностный, но все равно позволяет оценивать и строить планы сотрудничества.
Внутренний анализ проводит уполномоченный сотрудник компании, и использует для него внутреннюю отчетность. В нее входят баланс, отчеты о финансовых результатах, о движении денежных средств и капитала.
Часто используется и дополнительная информация, например, процент брака, количество обращений недовольных клиентов или другие сведения, которые не показывают посторонним. Также может использоваться не общая отчетность, а детальная, с разбивкой по отделам. Таким образом, внутренний финансовый анализ организации получается максимально полным. Его результаты не публичны, их использует владелец бизнеса или его руководство для принятия важных стратегических решений и разработки плана дальнейшего развития.
Инструменты финансового анализа организации
Использовать финансовый анализ предприятия для понимания объективной ситуации есть смысл и крупным, и мелким организациям. От него может зависеть эффективность решений, принимаемых руководством или владельцами бизнеса.
Цифры сами по себе несут мало информации. Только их взаимосвязь и динамика изменения дадут информацию к размышлению. Именно эту взаимосвязь между показателями и выявляет финансовый анализ организации. Он поможет найти уязвимые места бизнеса и повысить его общую устойчивость.
Самые распространенные способы проведения финансового анализа предприятия это ‒ вертикальный, горизонтальный, анализ тенденций, прогнозный и анализ коэффициентов. Это довольно сложные методики, которые совершенно не обязательно изучать владельцам малых и средних компаний и индивидуальным предпринимателям.
Современное программное обеспечение, разработанное специально для малого и среднего бизнеса, умеет делать финансовый анализ организации без вмешательства человека, основываясь на тех данных, которые вносятся в программу.
Как делать финансовый анализ предприятия, используя Финтрек
При проведении финансового анализа в Финтрек основным источником информации будут выступать: баланс, отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств. Они дают возможность точно определить все основные характеристики и финансовые коэффициенты вашего бизнеса.
Все важные цифры будут собраны в одном личном кабинете, нет нужды отслеживать финансовые потоки по разным источникам. Вы можете анализировать весь бизнес в целом или филиалы по отдельности.
Отслеживая динамику бизнеса, вы сможете ставить сотрудникам более конкретные планы и принимать максимально эффективные и обоснованные управленческие решения.
А также вы сможете понимать сильные и слабые стороны своей компании, видеть точки роста, прогнозировать развитие ситуации и будущие результаты деятельности, предвидеть последствия своих действий, оценивать эффект от маркетинговых действий.