Найти тему

Речь ребёнка в 3 года: норма и отклонения. Что делать, чтобы малыш хорошо говорил?

Оглавление

Сколько раз слышала, как заботливые мамочки поправляют своих малышей: «Надо говорить «шапка», а не «сапка». Как ты не можешь запомнить!». Но трёхлетние карапузы не понимают, чего от них хотят и продолжают быстро тараторить, не выговаривать отдельные звуки и по-своему переставлять слоги в словах.

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

Лучше «держать руку на пульсе», чтобы понимать, развивается ли речь малыша в пределах ВОЗРАСТНОЙ нормы или пора обратить внимание на речевые затруднения. Существуют ли нормы развития речи ребёнка? Процесс освоения речи у каждого индивидуален, тем не менее, есть определённые ориентиры, о которых родители должны знать.

В 3 года малыш должен уметь строить предложения типа: «Я не буду есть кашу, потому что она не вкусная». Понаблюдайте, как ребёнок подбирает окончания слов. Если на вопрос: «Какого цвета мячик?», он ответит «лозового» вместо «розового», - всё в порядке, хуже, если услышите «лозовая». В 3 года ребёнок интуитивно чувствует родной язык и правильно использует категории рода, падежи и предлоги. Своевременное усвоение норм речевой системы тесно связано с общим развитием ребёнка.

Как проверить уровень развития речи?

Если Вас что-то настораживает в речи малыша, сначала попробуйте определить, что именно. Возьмите понятную (по возрасту) сюжетную картинку, рассмотрите её вместе и задайте крохе вопросы типа: «Кто здесь нарисован?», «Что он(она) делает?», «Из чего поливает?», «Какого цвета лейка(ведёрко)?». Проанализируйте, какие именно ошибки делает ребёнок.

Неправильно произносит звуки?

Надо чётко определить, какие звуки вызывают трудности произношения.

Подберите картинки на «дефектные» звуки: если не получаются шипящие (ш, ж, щ, ч), то это будут шапка, мишка, душ; жук, лужа, жаба. Лучше проверить и свистящие (с, сь, з, зь, ц), и сонорые (р, рь, л, ль) звуки тоже. Если вместо «шапка» ребёнок говорит «сапка», то сначала придумайте звукоподражания со звуком (ш): поиграйте в змейку (ш-ш-ш), как шипит маленькая, большая, добрая, злая змеюшка. Затем произносите слоги с этим звуком (ша-ша, ша-шу-ша, аш-ош-уш), например, поднимаясь по ступенькам – вот такие «песенки на лесенке». Когда у малыша получится произносить звук правильно, переходите к словам со звуком (ш).

Чтобы кроха научился слышать себя, попробуйте записать разговор с ним на диктофон и дайте ему послушать. Таким образом, он научится различать правильное произношение от неправильного. Важно: если вы долго занимаетесь с малышом, а результата всё нет, тогда стоит проконсультироваться у логопеда.

Трудно пользоваться падежами?

Возьмите любой предмет и поиграйте с крохой, склоняя слово: это (что?) -зелёная чашка, нет (чего?) – зелёной чашки, сломали ручку (чему?) – зелёной чашке и так далее.

Переставляет слоги в словах?

Прохлопывайте слова, которые трудно произносить малышу правильно, по слогам. Возьмите ручки ребёнка в свои руки и ритмично прохлопайте, проговаривая: «ма-ши-на», «по-ло-тен-це».

Нередко малыш 3-4 лет может неправильно произносить некоторые звуки, потому что у него пока ещё «непослушный» язычок. Есть простые упражнения, помогающие разработать подвижность речевого аппарата и точность язычка. Упражнения лучше делать перед зеркалом. Ребёнку будет легче повторять за мамой или папой, видя своё отражение.

Гимнастика для чёткой артикуляции:

1. «Кашалот» - научите малыша широко открывать рот. Пусть кроха вообразит себя кашалотиком (если ребёнок не знает кто такой кашалот, обязательно познакомьте, покажите картинку, расскажите: что делает, чем питается). Предложите игровую ситуацию: «Кашалотик, кашалотик умеет широко открывать ротик» - рот открываем широко-широко, чтобы заплыло много рыбок. Изображаем кашалота несколько раз.

2. «Футбол» - очень полезное упражнение для отработки правильного выдоха. На столе постройте из кубиков ворота и положите маленький кусочек ваты, пусть малыш дует на него, заставляя двигаться прямо в ворота. Устройте соревнование: кто больше забьёт голов. Следим, чтобы не надувались щёчки. Стараться загнать ватку на одном выдохе.

3. «Улыбка» - учим удерживать губки в улыбке, передние верхние и нижние зубки обнажены.

4. «Блинчик» - учим удерживать язычок в спокойном расслабленном положении. Улыбнуться, приоткрыть ротик, положить широкий язычок на нижнюю губу и удерживать под счёт до 10. Боковые края язычка должны касаться уголков рта.

И помните: самое главное условие – заниматься с малышом нужно ненавязчиво, в виде весёлой игры, причём играть ровно столько, сколько захочется ребёнку. Всё, что вы делаете вместе, должно доставлять вам удовольствие.