Найти в Дзене

Санкт-Петербург. Зимний дворец Петра первого.

Первый Зимний дворец был построен в 1712 году. Это был свадебный подарок молодожёнам от А.Д. Меншикова, он так и назывался- "свадебные палаты". Для Петра было важно, чтобы дом стоял на берегу реки,чтобы можно было по воде добраться до любого места, а самое главное -недалеко от Адмиралтейства. Дом был деревянный и комнаты в нём были небольшими, он не любил больших комнат. Для него главным было удобство и чтобы всё было под рукой для работы, и вид из окна на воду. Площадь дома была 120 квадратных метров и вскоре семейству царя там стало тесно.

Первый Зимний дворец Петра. до наших дней не сохранился. Набережная Невы в то время была закреплена брёвнами.
Первый Зимний дворец Петра. до наших дней не сохранился. Набережная Невы в то время была закреплена брёвнами.

Было решено построить дворец попросторнее и выбрали для него место так же на берегу Невы, но чуть ближе к Адмиралтейству. Работали строители под руководством архитектора Георга- Иоганна Маттарнови. Работы начались в 1716 году, а в 1718 году Пётр первый возвращается из Европы и впечатлённый увиденным там, вносит в проект строящегося дворца свои изменения.. В 1719 году умирает Г.Маттарнови и на его место назначают Доменико Трезини.

Второй Зимний дворец Петра первого.
Второй Зимний дворец Петра первого.

Итальянский, архитектор Доменико Трезини расширяет и достраивает новые помещения, строит третий дворец, а прежний (2) был включён в новый. Во дворце появляется центральное отопление, проливная канализация, по трубам подавалась горячая и холодная вода, а по Зимней канавке можно было добраться до дворца с другой стороны. Там жил Пётр первый до самой смерти. Он умер в 1725 году, предположительно от воспаления лёгких.

Найденные фрагменты облицовки печей.
Найденные фрагменты облицовки печей.

При правлении Анны Иоанновны во дворце никто из семейства Петра не жил, сама она предпочла поселиться в доме Апраксина, а во дворце Петра разместились различные службы для нужд императорского двора, а позже рота солдат.

Подвал под Эрмитажным театром.
Подвал под Эрмитажным театром.

Императрица Екатерина вторая приказала построить на месте дворца Петра первого Эрмитажный театр. Доменико Кваренги разрушил часть строения, но оставил цокольный и первый этажи, которые использовал как несущие стены.

Николай первый приказал найти палаты Петра, но поиски ни к чему не привели. В 1970г. учёные и архитекторы обнаружили жилые помещения Петра первого , которые были прямо под сценой Эрмитажного театра. Во время реставрации на каменной кладке были обнаружены частицы краски , которая использовалась при покраске стен во времена Петра. Так же были найдены осколки изразцовой плитки, которую использовали для отделки печей, а так же осколки бутылок и кирпичей. В одном из залов музея на стенде всё это выставлено. Дальше мы проходим в воссозданный фрагмент парадного двора - галерея из пяти арок и мостовая, на которой расположены карнавальные сани в виде дракона и коляска Петра первого. В них можно было положить горячие угли, чтобы согреться. Всё было предусмотрено для комфортного отдыха во время праздника.

-7

Дальше мы проходим в подвал со стеклянной стенкой, через которую можно увидеть настоящие вещи Петра, найденных при раскопках: трубки для курения, подзорную трубу, трость внутри которой он хранил нужные бумаги, а на стене висят картины с изображением кораблей. По ним царь экзаменовал будущих моряков. Если экзамен прошёл успешно, то его брали на службу.

Токарня.
Токарня.

Есть комната с токарным станком, на котором он сам работал, это было очень престижно для того времени. Там же можно увидеть слепок с руки Петра. Вообще царь любил трудиться и другим спуску не давал. Разве это жильё похоже на дворец? На стене висят инструменты для работы.

Рабочий кабинет.
Рабочий кабинет.

Это рабочий кабинет Петра. Здесь можно увидеть кроме печи ещё и камин, что не свойственно для России. Камин не давал нужного тепла, а вот печь топили и топили её в другом помещении , где находились дрова. Печь и камин украшены плиткой с рисунками и стоило это огромных денег, её закупали за границей до тех пор, пока не стали её делать в России по распоряжению Петра.

-10

Здесь же мы видим конторку, эскиз к которой Пётр сделал сам и её изготовили на заказ. Как известно он предпочитал работать стоя, а при его росте нужна была и мебель специально сделанная под его рост. На столе стоит шкатулка из янтаря, а на стене висит зеркало тоже из янтаря. Это всё подарки.

Ну а это место истопника. Печь топилась в этом помещении дровами, а сама печь находилась в другом помещении.

-12

Это столовая. На столе стоит кружка и другая посуда с крышками сверху. Что это? Дань моде того времени, или боязнь, что царя отравят? В столовой стоят механические часы, что тоже считалось престижно. Тоже чей то подарок, а на стене висит гобелен ручной работы. В каждом помещении висят иконы. В те времена люди вставали очень рано и не завтракали, а шли в церковь и только после этого им можно было сесть за стол. Лишь только царь Пётр вставал и садился за стол и после этого шёл по своим делам.

-13

В одном из залов висят портреты Петра первого, его жены Екатерины, сына Алексея, Елизаветы, Анны и других. Сына Алексея он не любил и когда тот умирает, то надо было решать вопрос о престолонаследнике. В те времена на престол мог зайти лишь старший сын.. Пётр издаёт указ, где на престол может зайти тот, кого он назначит, не только по мужской линии, но и по женской. С тех пор начались интриги и даже дворцовые перевороты. Так после смерти Петра на престол взошла его жена Екатерина , не без помощи всемогущего Меншикова, который грезил породнится с царствующим семейством. Он хотел сосватать свою дочь, а в дальнейшем выдать замуж за Петра второго, внука Петра первого, но тот умирает в возрасте 14 лет. В итоге, после смерти Екатерины первой на престоле оказывается средняя дочь царя Ивана пятого Анна Иоанновна, племянница Петра первого.

Портрет Елизаветы Петровны.
Портрет Елизаветы Петровны.
-15

После смерти Петра первого с его тела сняли гипсовые слепки, по которым скульптор Растрелли изготовил фигуру царя. Руки и ноги из дерева, а благодаря шарнирам можно было менять положение рук и ног, а воском покрыты лишь лицо и руки. Парик на голове сделан из натуральных волос самого царя, которые остались со времён Персидского похода, когда из за сильной жары ему постригли голову. Одет он в свою одежду, в которой ходил при жизни. Такая одежда не прижилась среди простого народа, как можно было дорогущую ткань резать ножницами? 80 процентов населения так и ходила в длинных одеждах и с бородой и лишь приближённые царя могли позволить себе ходить в такой одежде. При выходе из музея выставлены две скульптуры.

Музей во дворце работает с 1992 года и относится к Государственному Эрмитажу. Ближайшее метро Адмиралтейская, дальше можно пройти по Дворцовой площади и выйти на набережную Невы. Адрес: Дворцовая набережная 32, здание Эрмитажного театра. Всего вам доброго.