Найти тему
soullaway soullaway

Московское метро как символ технического прогресса.

Сейчас, спускаясь в подземку, никто из нас не задумывается о том, что когда-то в Москве не было метро. Можно ли представить себе нашу столицу без него? Я лично не в силах этого сделать, особенно с учетом огромных расстояний, которые там приходится обычно преодолевать. Так уж вышло, что мои друзья никогда не жили в центре и с вокзала я сразу же шёл под землю. А ведь каких-то сто лет назад никакого метро там не было и людям приходилось добираться по земле. Учитывая, что на тот момент метрополитены уже существовали в Нью-Йорке, Лондоне, Париже и ещё десятке городов, то для большевиков это было даже не вопросом престижа. Метрополитен был наглядной иллюстрацией того, что новая власть России в состоянии двигаться в ногу с техническим прогрессом. Чем она и занималась. Да, метро в городах, которые я перечислил выше, существовало с 19 века, что тоже добавляет интересных штрихов к портрету царской России. Так что большевики не могли не затеять большую стройку в нашей столице. И они её затеяли.

Здесь необходимо понимать, что строительство метро утвердили в 1931 году. С чем у нас там принято связывать эпоху правления Сталина? С чем угодно, но только не с фактами. А факты таковы, что например, на это строительство не привлекали осужденных. Весь наш метрополитен построен квалифицированными рабочими. Что интересно в этом сходятся даже иностранные специалисты, миф же об этом взялся из работы нашей соотечественницы работавшей в МГУ. Это вот к вопросу о том, как у нас знают историю некоторые люди с высшим образованием. Да и трудился данный исследователь на факультете искусств. Ага, лепнину видимо делали какие-то жулики.

Реальность само собой было другой. Кроме простых рабочих к строительству привлекали обычных людей на субботниках, но это из нашего времени субботник смотрится чем-то ограничивающим свободу человека. Если же вдуматься в изначальную суть, то она неплоха. Ведь люди делали огромный задел на будущее. И, конечно же, сам тип человека жившего в 30-е годы был не таким как мы с вами.

-2

Люди всерьез строили государство невиданного доселе образца. И уж выйти на субботник для этих людей не было проблемой. Тем более метро же тогда воспринималось как некая диковинка. Это сейчас в Москве больше двухсот станций и открытие новых участков стало чем-то будничным. В 30-е годы люди даже близко не представляли, какой глобальный проект они начинают, но ощущение причастности к чему-то большому, несомненно, было.

Мне сложно судить в какой момент демонстрации превратились в какую-то рутину. Наверное, во времена перестройки всё это было дежурным действием, но в 30-е годы на демонстрации без сомнений выходили с чувством ответственности. К слову обратите внимание на лозунги, написанные на транспарантах. Люди выходили для того что бы заявить о чём-то созидательном. А не вот за этой детской ерундой в духе «Мы за всё хорошее». Такое ощущение, что кто-то против этого самого хорошего. Только есть колоссальная разница с абстрактными требованиями и конкретными заявлениями.

На фотографии идущей выше мы видим чёткие заявления. «Даёшь метро!». И ведь люди не требовали у кого-то неведомого это метро. Они сами брали и строили его. То есть демонстрация была процессом, где происходило что-то созидательное, и была конкретика, что именно будут эти люди строить. Как мы уже теперь все прекрасно знаем, метро построили, и спустя несколько лет заработала первая ветка. Это в стране, где ещё недавно половина населения была безграмотной и ходила в лаптях. Я уж не говорю о череде конфликтов, беспризорниках и общем упадке. Коммунисты буквально за пару десятков лет навели порядок и двинули страну в будущее.

-3

Собственно метрополитен это не просто транспортное средство. Я убежден, что он ещё и отражает уровень развития любого государства. Тем более он отражал развитие в 30-е годы. И для страны, претендовавшей на звание передовой державы, было важно демонстрировать своё развитие. И это самое развитие было. Ведь 30-е годы были временем невиданного скачка вперед. Можно конечно в целом рассказывать о символах пятилеток, но для нашей столицы наглядным примером этого скачка является постройка метро.

Так что когда сейчас мне кто-то начинает рассказывать что-то о Сталине, я всегда хочу спросить, что вообще человек знает о его эпохе. Хотя ответ для меня очевиден. Любой человек изучающий историю в курсе, что именно в 30-е годы Советский Союз создавал удивительные проекты. А задел сделанный в том же метрополитене до сих пор используется. Потому я и не удивляюсь когда вижу на каких-то исторических кадрах портреты Сталина. Народ действительно был ему благодарен.

-4

Сейчас в московском метрополитене 258 станций. Но ведь когда-то надо было создать первые из них. Большой путь начинается с первого шага, этот шаг и сделал наш народ в 30-е годы прошлого века. С точки зрения развития городской инфраструктуры тот шаг был одним из важнейших.

У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.