Поделюсь с вами сегодня опытом педагога, не обременённого шаблонным мышлением и стереотипным подходом )))
«"Малый педсовет" по пятым классам за 1,5 недели до выставления отметок за второй триместр. Все предметники отчитываются, в каких классах выходят двойки. Администрация велит исправить. После завершения мероприятия коллеги обсуждают, что в одном из классов есть Петя, который вслух на уроке матерится. И делает это «недостаточно громко, чтобы сделать замечание». Или выдаёт что-нибудь эдакое, когда учитель лицом к доске стоит. Человек 5-6 учителей это дело обсуждали с заместителем директора по УВР, и сошлись на том, что все они ненормативную лексику Пети игнорируют и правильно делают, потому что «а он скажет: „это не я“, и как докажешь, что ты не верблюд». И обсуждение свелось к тому, что вот какие дети невоспитанные пошли и сделать с ними ничего нельзя, вот бы выгнать такого, и не жизнь бы пошла, а малина.
Я с таким у себя на уроках не сталкивалась тогда, но в начале третьего триместра в самом конце урока, когда я начинала предложение, а класс хором заканчивал, попалось слово, завершающееся на ять. И Петя вместе со всеми кричал — @лядь. Помню, я подавилась воздухом и вытаращенными глазами на него уставилась. Кровь к лицу прилилась. Класс замер. И я бы, наверное, что-то эмоциональное выдала, но зазвенел звонок. Попросила Петю остаться. Класс вымелся в коридор в рекордные сроки. И я эмоционально, как рекомендуют психологи, в «я-сообщениях» рассказала ребёнку, что я сейчас чувствую и почему. Было это энергично и коротко. Добавила, что в моём присутствии такое недопустимо. Категорически. Петя был ошеломлён. Просил прощения. Больше мата я от него не слышала. Время от времени подходил после уроков и спрашивал: «Вы заметили, я не матерился». Жаль, что только у меня на уроках.
Администрация школы через какое-то время вызвала маму на Совет профилактики, где доступно объяснили, что она не справляется с воспитанием сына, и чтобы избежать неприятностей с опекой, ей надо забрать его на семейное. Такое простое и удобное решение. И ведь нельзя же сказать, что школа не реагировала, и, вот, даже решение есть».
О чем для вас эта история?
PS Спасибо, друзья, за то, что активно комментировали вчерашнюю историю про разные подходы к «невоспитанному мальчику». Очень интересно было читать. Отвечу и я на вопрос, о чём эта история для меня. Для меня она о нешаблонности мышления и о необходимости постоянного поиска. Это критично в воспитании родителей и в деятельности школы. Вот только задумайтесь. В истории матярящегося Пети 99 процентов взрослых в школе пошли по самому простому, заезженному пути. Отругать, настращать, запугать, выдать вердикт, наклеить ярлык, а лучше всего от этого неудобства избавиться. И мы видим 1 учителя (1% в данной конкретной школе), который делает иначе — откровенно говорит ученику о том, что об этом думает, что чувствует и что у неё это недопустимо.
Эффективное ли это решение? Конечно, нет. Это решение заплаточное, оно будет работать только с данным учителем, для учителя решение неплохое. Но в воспитании Пети — так себе. Он не перевоспитался. Он так и не понимает, почему стоит не материться и при дргуих, почему есть смысл вести себя достойно, или он не понимает, почему все эти остальные взрослые стоят того, чтобы вести себя достойно с ними. Мы не знаем, что у него в голове, но явно не желание трансформации. Вот если бы коллектив школы собрался, выработал единое решение, которое будет не самым простым и примитивным (убрать на семейное), а именно трансформирующее для Пети, если бы все договорились реагировать одинаково, руководствуясь видением и ценностями школы, вот это было бы круто! (Да, поверьте, есть школы, где это практикуют, и вы у себя тоже можете)
Обратите внимание, в этой истории есть как минимум два решения. Одно, которым пользуются чаще всего — примитивное, создающее лишь видимость решения (нет Пети — нет проблем), но никак не меняющее Петю и остальной коллектив, и второе, тоже не особо эффективное, но локально рабочее. А теперь только подумайте, решений может быть сотня, если не тысяча. Какие-то будут более эффективными, более системными. Важно — не выбирать изъезженный простейший путь. Важно искать, важно перебирать, устраивать всем коллективом, работающим с Петей, мозговой штурм, креативить, придумывать, пробовать. Важно усложнять свой мир и свой взгляд — всё не чёрно-белое, есть масса вариантов. Тем самым мы на своём примере и детям усложняем их мироощущение. Тогда есть шанс, что Петя тоже не пойдёт привычным путём — материться, чтобы обратить на себя внимание, попробует поискать другие пути...
Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.
Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.