В прошлом один из самых известных нацистских преступников Карл Кох был участником Первой мировой, был в плену в Англии. После войны работал банковским клерком. Но банк лопнул, и Кох нашёл себе занятие по душе, вступив в НСДАП, а затем и в СС.
Он дослужился до звания штандартенфюрера (полковника), работая комендантом концлагерей Заксенхаузен (1936-1937), Бухенвальд (1937-1941) и Майданек (1941-1942). Долгое время Кох пользовался безупречной репутацией отличника государственной службы. Случай описанный в данной статье уникален: ведь этот военный преступник настолько перешёл границы, и обнаглел от власти, что его наказали сами нацисты.
Высокое начальство, приезжавшее инспектировать управляемый им концлагерь, неизменно оставалось довольно представленной ему красивой картинкой, и записывало следующие выводы:
«Лагерь лежит на лесистых высотах с чудесными видами, строения чистые, недавно покрашенные, много газонов и цветов. Арестанты были здоровы, нормально накормлены, загорелые, от работы на свежем воздухе.
Учреждения лагеря в безупречном порядке, особенно больница. У заключенных есть свобода почтовой переписки и получения корреспонденции, большая лагерная библиотека, в том числе с иноязычными произведениями, а также варьете, кино, спортивные соревнования и бордель».
(Цитата из показаний Нюрнбергскому трибуналу следователя Конрада Моргена, который в 1942 году прибыл расследовать дело о коррупции, фигурантом которого был Кох. Морген на полном серьёзе утверждал: идеальный порядок в концлагере произвёл на него самое благоприятное впечатление).
Да уж, эти коменданты концлагерей были большими мастерами очковтирательства и показухи.
Однако, шила в мешке не утаишь, и однажды Гиммлер, возмущенный многочисленными жалобами на коррупцию в системе концлагерей – начиная от рядовых надзирателей и заканчивая высокопоставленными офицерами – решил запустить в эту систему следователей-ищеек. Его выбор пал на 30-летнего цивилиста Георга Конрада Моргена
Сначала дело было возбуждено не против Коха, а против более мелких чиновников, которых подозревали в растрате и казнокрадстве. В общем, типичных хозяйственных преступлениях, характерных для госслужащих любого ранга, имеющих доступ к бюджетной «кормушке».
Конрад Морген, взявшись сначала за кончик этой ниточки, за какого-то мелкого функционеришку, вышел уже на коменданта концлагеря Карла Коха и его супругу Ильзу.
На Ильзе Кох, в девичестве Кёлер (1906-1967) Карл Кох был женат с 1936 года. Он работала в управляемых им лагерях сначала секретаршей, потом охранницей. Затем добровольно стала сотрудницей вспомогательной службы СС (ауфзеерин).
Ильза Кох вошла в историю как «Ведьма Бухенвальда» (нем. Die Hexe von Buchenwald) – женщина с явными садистскими наклонностями, которая издевалась над заключёнными. За что после войны и получила пожизненный срок.
А в 1943 году супругам Кох инкриминировались две вещи: во-первых, присвоение в собственный карман около 100 тыс. казённых рейхсмарок.
А, во-вторых – преступный приказ, который Кох отдал своим подручным: расстрелять по ложному обвинению двух человек, немцев, которые были работниками лагеря. А третьего, заключённого – застрелить, инсценировав попытку бегства.
Выяснилось, что все эти люди работали в медицинской части Бухенвальда: врач Вальтер Кремер, его помощник и заключённый, который был санитаром. Карл Кох умудрился где-то подцепить сифилис. Лечиться легально он не мог: это нанесло бы непоправимый его высокоморальной эсэсовской репутации. Поэтому он лечился нелегально, воспользовавшись своим служебным положением.
Потом – то ли врач с подручными начали Коха шантажировать, то ли он с самого начала решил, что от таких свидетелей нужно избавиться. В общем, убрать всех троих. За что суд и вынес ему смертный приговор. Он был приведён в исполнение 5 апреля 1945 года.
Почему так долго? Расследование началось 24 августа 1942, когда Кох был отстранён от должности из-за подозрений в коррупции и присвоении казённого имущества. Факт убийства врача Кремера с подручными был установлен в следующем, 1943-м году.
Но, поскольку коменданты концлагерей принадлежали к номенклатуре службы безопасности, Конраду Моргену до начала процесса пришлось предъявлять доказательства виновности Коха вышестоящим инстанциям: сначала шефу криминальной полиции СС Небе, затем шефу гестапо Мюллеру.
И тот, и другой признали арест Коха законным, но от ответственности за начало судебного процесса над ним уклонились, отправив Моргена к главе РСХА Кальтенбруннеру. Тот заверил судью в своей полной готовности содействовать правосудию – при условии, что она будет поддержана его непосредственным руководителем – Гиммлером. В итоге суд над Кохом и дальнейшую чистку аппарата концлагерей одобрял уже сам Гитлер.
С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube, Телеграмм. Пишите своё мнение!
Как Вы считаете, насколько крупной была коррупция в нацистской Германии?