Найти в Дзене

Как бороться с падением закупочных цен на сырое молоко

Ставьте лайк, если вам понравилась публикация. Подписывайтесь на канал и будьте в курсе отраслевых событий.
Ставьте лайк, если вам понравилась публикация. Подписывайтесь на канал и будьте в курсе отраслевых событий.

Людмила МАНИЦКАЯ, Председатель Совета - директор Молочного союза России

Закупочная стоимость молока в хозяйствах России снизилась до уровня пятилетней давности – 27-31 руб./кг и ниже. При этом животноводы отмечают существенный рост цен на топливо, электроэнергию, запчасти и увеличение затрат на зарплаты. Что повлияло на рекордное падение, и как улучшить ситуацию в отрасли?

- У ситуации, которая сейчас сложилась, несколько причин. Так, по итогам 2022 года снизилось потребление молочных продуктов. Хотя в предыдущие годы производство практически всех видов молочной продукции было стабильно или росло. Как следствие это повлекло снижение в переработке:

- Творог – минус 8%.

- Кисломолочная продукция – минус 8%, в том числе йогурты – минус 16%.

- Кефир – минус 5%.

- Сметана – минус до 1% и так далее.

С другой стороны, питьевого молока произведено больше на 2%. Это само по себе не плохо, но так произошло еще и потому, что потребитель удешевляет рацион питания, переходя, например, с дорогого творога на питьевое молоко.

А вот молокоемкие виды продукции, наоборот, выросли. У сливочного масла рост составил + 11%, у сухого молока – 20%, а у сыров – 3%. И когда продукция, скажем так, быстрого потребления (я имею в виду кисломолочную) снижается, а сухое молоко и масло растут, то это вынужденный рост. При снижении спроса переработчики направляют сырье в емкие и хранимые виды продукции. Все это ложится на склады, которые сейчас затоварены маслом, сухим молоком и сыром.

Сказать, что нам мешает импорт, а он в основном из Беларуси, тоже нельзя. Тогда что влияет? Здесь надо перейти к внутреннему рынку.

Ставьте лайк, если вам понравилась публикация. Подписывайтесь на канал и будьте в курсе отраслевых событий.
Ставьте лайк, если вам понравилась публикация. Подписывайтесь на канал и будьте в курсе отраслевых событий.

Реальные располагаемые денежные доходы в 2022 году снижались, реальные заработные платы падали. Инфляция в прошлом году составила 11,9%. Также был рекордный рост потребительских цен – 21,5% к 2021 году. Кроме того, потребление молока и молочных продуктов на душу населения отстает от норм. В 2020 и 2021 годах оно был 240 кг при норме Минздрава 325 кг. (СССР 387). т.е. 70-75% от нормы. Сегодня на душу населения приходится 165,6-200 кг, то есть половина от нормы? 29,5 млн. т / 147 млн. чел. = 0,2 т/чел.

В любом случае реальность такова, что потребление сжимается. Мы видели осенью снижение продаж во всех сегментах и каналах сбыта: ритейл, HoReCa, опт. Снижение продаж, а значит, потребления достигает 20-30%.

Поэтому, что касается потребительского рынка, спрос на молочную продукцию объективно сокращается и смещается к бюджетным категориям. Основные факторы – доходы населения и продуктовая инфляция.

А с другой стороны, торговые сети устанавливают входные пороги цен такие, что фактически управляют ассортиментом молочного производства. Что не мешает им дальше ставить уже свои наценки 40-70% и выше, а по высокомаржинальным видам и все 100-150%. Мы все это видим.

Мониторинг цен в торговых сетях, осуществляемый ФАС по отчетности, предоставляемой ритейлом, проводится по ограниченной и немногочисленной номенклатуре отдельных социально значимых товаров молочной группы, где наценки действительно сдерживаются, но далеко не по всей молочной продукции.

Ставьте лайк, если вам понравилась публикация. Подписывайтесь на канал и будьте в курсе отраслевых событий.
Ставьте лайк, если вам понравилась публикация. Подписывайтесь на канал и будьте в курсе отраслевых событий.

Поэтому теперь мы увидели резкое снижение закупочных цен на сырое молоко заводами-переработчиками начиная с февраля-марта текущего года. Уровень снижения 15-20% от ранее законтрактованных цен, от 4 до 7 руб./кг, от 35 руб./кг уходит к 28, 26, вплоть даже до 20.

Переработчики молока связывают свое поведение с падением потребления молочной продукции, с затовариванием на складах молокоемкими видами (сухое молоко, масло). В свою очередь, это влечет снижение объемов закупки сырого молока у сельхозпроизводителей.

Избыток невостребованного сырья ведет к спаду цен на него. При этом развязать этот узел мешает ценовая политика торговых сетей.

Теперь, что делать? В Молочном союзе России есть мнение, что ручное вмешательство в рынок со стороны государства все же нежелательно, это может еще более разбалансировать рыночный механизм. Мы считаем, что в создавшейся ситуации следует сосредоточиться на усилении мер государственной поддержки, в том числе целевого дополнительного субсидирования производства на 1 кг молока для хотя бы частичного покрытия потерь от снижения закупочных цен.

Стимулировать потребление чисто молочных продуктов можно путем запрета использования заменителей молочного жира, а проще говоря, растительных масел, пальмы.

Торговые наценки розничных сетей, на наш взгляд, не должны превышать 35%, т.к. молочная продукция одна из самых социально значимых.

Кроме того, благоприятно повлиять на рынок может социальный проект «Школьное молоко», он с 2005 г. реализуется в регионах по инициативе Молочного союза России. Суть проекта – ежедневное дополнительное потребление 200 мл молока учениками начальной школы, в индивидуальной асептической упаковке, в качестве дополнительного питания к основному рациону. Это загрузит мощности предприятий в регионах, обеспечит канал сбыта и сформирует дополнительный спрос на внутреннем рынке. На своем пике программа охватывала 55 субъектов, более 20 млн. школьников разных возрастов. Сейчас число регионов в программе сократилось где-то до 18. Основная проблема – финансирование, региональные бюджеты на этом экономят.

Поэтому мы сегодня снова говорим о необходимости федерального софинансирования проекта «Школьное молоко». Такой проект для поддержания спроса и на сырое, и на переработанное молоко сейчас мог бы обрести второе дыхание.

Снять излишки хранимой продукции (в первую очередь, сухое молоко) и сократить затоваривание также можно с помощью государственных закупочных интервенций (закупка для государственных нужд, в резерв, для снабжения Вооруженных сил и новых территорий), однако сегодня на молочном рынке такой инструмент не используется.

Больше материалов рубрики «Сельское хозяйство»

Ставьте лайк, если вам понравилась публикация.

Подписывайтесь на канал и будьте в курсе отраслевых событий.