Найти тему

Речевое развитие у детей с ДЦП: что нужно знать родителю?

Оглавление

Пока ребенок с ДЦП маленький, некоторые родители могут сильно опекать его: например, не ждать, пока он скажет, что ему нужно, а мгновенно реагировать на его просящий взгляд или жест. Получается, что ребенку не надо напрягаться, чтобы стараться сложить буквы в слова, — родители все делают за него. “Это совсем не способствует развитию речи, а в случае с ДЦП может даже навредить” - отмечают эксперты благотворительного фонда “Движение к достижению”.

Здесь поговорим о том, какие речевые особенности есть у детей с ДЦП и дадим упражнения, которые можно применять для развития речи.

ru.freepik.com
ru.freepik.com

ДЦП и основные симптомы

Детский церебральный паралич называется так, потому что поражает центральную нервную систему в детском возрасте. Это может быть врожденное нарушение развития, внутриутробное поражение головного мозга вследствие инфекции, кровоизлияния, дефицита кровообращения, недоношенности, а также травма сразу после рождения или инфекционные воспалительные заболевания, которые случились на первом году жизни. По наследству ДЦП не передается: таких данных научное сообщество не предоставляет.

У детей с ДЦП по умолчанию страдает артикуляционная моторика. Им сложно воспроизводить звуки из-за напряжения или повышенного расслабления мышц гортани и языка.

Груднички с ДЦП заметно отличаются от здоровых новорожденных даже криком: он у них тихий, сдавленный и недолгий. По крику невозможно понять, радуется ребенок или недоволен. Такие дети мало лепечут, не проявляют голосовой активности и слабо реагируют на обращенную к ним речь. База, на которой будет дальше строиться речь, почти не формируется сама, как должно быть в норме, — из-за этого в дальнейшем и возникают нарушения.

Важно, что ДЦП само по себе не прогрессирует со временем. Если в детстве проявились какие-то симптомы, то с возрастом они не ухудшатся. Например, если у ребенка повышен мышечный тонус левой ноги и левой руки, то в старшем возрасте он не усугубится. При этом, если ребенок посещает специалистов и проходит реабилитацию по показаниям врачей, то ряд симптомов можно сгладить. Избавиться от них насовсем не получится, а вот смягчить — да.

ru.freepik.com
ru.freepik.com

Особенности речевого развития

У ребенка с ДЦП речь формируется позднее, чем у здоровых детей: и чаще всего она формируется уже с нарушениями из-за слабой речевой базы и недостаточного артикуляционного тонуса. ДЦП приводит к проблемам с дыханием, голосом и темпом речи. Чаще всего на этом фоне развивается дизартрия — это такое нарушение речи, при котором ребенок коверкает слова и искажает звуки, а его речь невнятная из-за слабости или напряжения мышц губ и языка.

Кроме этого, ребенку сложно сопоставить образ окружающих предметов с их «двигательным образом», потому что он не может полноценно их потрогать. За счет этого знания становятся неполными и не систематизированными: малыш не может отличить плоский предмет от объемного, большой от маленького, найти различия или назвать качества предметов. На речи это сказывается нарушением лексики — словарного запаса.

Слабый словарный запас приводит к тому, что ребенок с трудом понимает чужую речь и сам неправильно составляет предложения. Он может путать значения слов и подставлять слова, похожие по звучанию.

ru.freepik.com
ru.freepik.com

Как помочь ребенку?

В идеале, конечно, с ребенком должны заниматься разные специалисты: логопеды, психологи, рефлексотерапевты, неврологи. Они через разные техники учат детей познавать окружающий мир и правильно произносить слова с учетом их двигательных и артикуляционных особенностей.

Роль родителей тоже важна: именно они могут помочь ребенку закреплять полученные знания и правильно применять их в повседневной жизни.

Дадим несколько упражнений, которые рекомендованы специалистами:

  • Спрашивать у ребенка, кого он видит на улице, например: «Что это едет? (машина)», «Кто это идет? (кошка, ворона, мальчик с мамой)». Это помогает ребенку визуально сопоставлять образ и слово.
  • Показывать ребенку простые фотографии с сюжетом и спрашивать, кого он на ней видит и что делает этот герой. Лучше использовать именно реалистичные фотографии, а не картинки, чтобы ребенку было легче запомнить, как на самом деле «выглядит» слово.
  • Показывать фотографии, где одно действие совершают разные герои сначала в единственном числе, а потом во множественном: идет кошка-идут кошки, идет собака-идут собаки, идет лошадка-идут лошадки. Попросить ребенка назвать их и сравнить.
  • Читать ребенку вслух короткие рассказы — буквально три предложения, — а затем просить его пересказать, что он запомнил.
  • Разучивать с ребенком легкие стихотворения.
  • Давать ребенку несколько разных предметов похожих по качествам: гладкие, мягкие, твердые. Обязательно комментировать, что это.
  • Группировать предметы по цвету, форме, размеру и называть их. Для этого можно использовать готовые карточки или подобрать примеры в интернете и распечатать.
  • Для коррекции артикуляционной моторики можно надувать шарики, дуть через трубочку в стакан с водой или свистеть в свисток. Последний вариант лучше всего подойдет как «уличное» упражнение.
  • Применять упражнения на звукоподражание. Обязательно в начале называть, кто это и что делает, а потом — воспроизводить звук. Например: «Вот так хрюкает свинка — хрю-ю! Повторяй за мной».

Еще больше полезной информации о ДЦП читайте в других наших статьях.

Необходимо проконсультироваться со специалистом.