В столице меняется система оказания экстренной медицинской помощи. Для этого в Москве будут открыты шесть флагманских центров. В основе работы врачей – новые стандарты экстренной помощи, более совершенная организация работы медиков, удобная медицинская логистика и только что построенные корпуса центров. Задача – как можно быстрее и качественнее помочь больному. Использовать правило «золотого часа», когда участие врача максимально успешно.
Как нас теперь будут спасать? Об этом подкасту «Про Большой город» рассказал главный врач больницы им. Вересаева, где был открыт первый флагманский центр, Игорь Павлович Парфенов.
Где будут новые флагманские центры по оказанию экстренной помощи в столице
В Москве таких центров запланировано шесть. Первый флагманский центр для оказания экстренной медпомощи открылся в больнице им. В.В. Вересаева на севере Москвы.
В центре города – уже заработал флагманский центр в НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, за ним последует Боткинская (САО) и Филатовская (ВАО) больницы.
На юге Москвы откроются флагманские центры в Буяновской больнице и Первой Градской. Такова география экстренной помощи в столице.
Зачем для флагманских центров построили новые здания
В старых корпусах с коридорной системой нет возможности воплотить современные медицинские логистические решения, которые заложены в новых стандартах экстренной медицинской помощи.
Что это за новый стандарт экстренной помощи
Конечно, стандарты экстренной помощи существовали и раньше. В системе экстренной помощи работают отличные специалисты, есть современное оборудование. Но жизнь предъявляет новые требования. Смысл нового стандарта в том, что он может быть реализован только в определенных условиях.
🟢 Возникла «Триажная зона»
Проще говоря, это распределение пациентов в зависимости от того, насколько срочно им нужно оказать помощь. Теперь больные, которые поступают во флагманский центр, сразу разделяются на три потока – красный, желтый и зеленый. «Красные» больные – те, которые находятся в тяжелом состоянии, им фактически требуется реанимационная помощь. «Желтый» поток - тяжелые пациенты, но угрозы жизни у них в момент поступления в центр нет. «Зеленый» поток – больные в удовлетворительном или относительно удовлетворительном состоянии.
🟢 Все оборудование рядом, а пациент в центре исследований. Как раньше все было организовано? В одном конце коридора стоит компьютерный томограф, в другом – магнитный томограф. Еще какая-то аппаратура вообще в другом корпусе. Старая коридорная система не позволяла внедрить современную медицинскую логистику.
Один из принципов нового стандарта: больной – в центре всего лечебно-диагностического процесса. Специалисты это называют «пациентоориентированностью». Когда больной поступает во флагманский центр и помещается в красную, желтую или зеленую зону, он оттуда не двигается. Все оборудование и процессы – вокруг него. Подходят врачи, консультанты, делается обследование, УЗИ, лабораторные обследования, эндоскопические обследования. При необходимости – рентгеновские обследования. Все этот происходит вокруг пациента, пока не будет поставлен диагноз. И только потом определяется дальнейший маршрут движения – операционная, реанимация, круглосуточный стационар, диагностическое отделение.
🟢 Были разработаны новые протоколы лечения и алгоритмы
В их основе – учет современных требований и возможностей. Все медицинские учреждения, которые занимаются экстренной помощью, имеют единый алгоритм и подходы при различных заболеваниях. Во всех больницах требования и условия лечения едины. В их разработке участвовали врачи, которые занимаются экстренной медицинской помощью, средний медицинский персонал.
Как отрабатывали слаженность работы команд и новые алгоритмы экстренной помощи
Бывший ковидный госпиталь в Сокольниках стал полигоном для разработки новых стандартов, алгоритмов и протоколов. Параллельно с этим шла тренировка команд флагманских центров. Здесь отрабатывали слаженность действий врачей. Сегодня лечение требует мультидисциплинарного подхода, часто одним пациентом занимаются много специалистов. Простой пример: при желудочно-кишечном кровотечении к лечению подключаются хирург, эндоскопист, специалист УЗИ-диагностики, лабораторные специалисты. И это уж не говоря о среднем медперсонале. И действия специалистов должны быть слаженными, последовательными, а врачи не должны мешать друг другу. Вот этому и учились команды специалистов для работы в новых флагманских центрах.
Сколько больных поступают во флагманский центр больницы им. Вересаева каждый день и с какими проблемами
Расчетная нагрузка флагманского центра – 200 пациентов в сутки. Однако в случае необходимости здесь смогут принять и до 300 пациентов.
С начала работы во флагманском центре больницы Вересаева экстренная медицинская помощь была оказана более 10 тысячам пациентов. Одними из самых частых причин экстренной госпитализации стали сердечно-сосудистые заболевания (инсульты, инфаркты миокарда, гипертонические кризы и т.д.) – на них приходится около 40% от общего количества случаев. Кроме того, в числе частых поводов для экстренной госпитализации были острые хирургические патологии (аппендициты, холециститы, панкреатиты и др.) – более 30 %, а также различные травмы – более 15 %.
Диагностические отделения во флагманских центрах. А зачем?
Диагностические отделения – новая структура флагманского скоропомощного центра. И еще один пример нового подхода в экстренной медицине. Как это работает? Вот поступает больной с аппендицитом. Его осмотрел хирург, сделали УЗИ, и выяснили – аппендицита-то нет! Но есть подозрение, например, на какую-то другую болезнь, требующую дополнительного исследования другими специалистами.
Раньше как это происходило? Больной от хирурга вышел, сел на стульчик и ждет, когда придет другой врач, чтобы сделать повторное УЗИ или дополнительные лабораторные исследования. А сейчас такие больные лежат на койке диагностического отделения, где сразу проводятся необходимые исследования, производится забор анализов крови, сюда же приходят врачи.
Что такое гибридные операционные?
Гибридная операционная – еще одна новинка, заложенная в современных стандартах оказания экстренной помощи. Речь об оперативном вмешательстве и возможности фактически одновременно использовать разные методы хирургического воздействия. Например: больной поступает с гематомой в головном мозге. Врачи определяют, что гематома вызвана разрывом аневризмы мозговой артерии. В гибридной операционной можно сразу удалить и саму гематому, и ликвидировать ее причину. Таким образом, больной на операционном столе за один наркоз получает сразу две операции. Одна операция эндоскопическая, которая позволяет убрать гематому, а другая – эндоваскулярная ( это уже другой вид вмешательства), который позволяет устранить причину этой гематомы.
«Мне только узнать!»
Бывает: привезли человека на скорой, а за ним чередой взволнованные родственники. Куда их разместить? Сегодня флагманский центр – это комфортная среда не только для больных, но и для их близких. И это тоже один из принципов нового стандарта оказания экстренной помощи. Все продумано. Это удобное помещение, чай-кофе, информация. Ведь больше всего беспокоит родных неизвестность. Когда они не знают, что происходит с больным, что с ним делают. Эта задача как раз решается в этой зоне. Если больной попадает в диагностическую зону или в зону реанимации, на первом этаже у ресепшн предусмотрены зоны для общения родственников с врачами, где можно получить всю информацию о пациенте.
Этот выпуск подкаста «Большой город» можно послушать на одной из платформ:
---------------------------------------------
Смотрите также: