Найти в Дзене
Советское Кино и не только

"Поздние свидания" (1980)

Вот еще один советский фильм - про чувства, про странную встречу, про такое несходство натур, когда бессильна даже любовь.

Кадр из фильма "Поздние свидания" (1980)
Кадр из фильма "Поздние свидания" (1980)

Пожалуй, название у фильма ("Поздние свидания") должно было стать иным - не о свиданиях речь, а о том, возможно ли железку отогреть пледиком. Ну или так - страдает ли плюшевый мишка от соприкосновения с металлической конструкцией...

Завязка скучна и тривиальна - муж встретил необыкновенную женщину и посему бросил семью. Собственно, ничего страшного, там всего один ребенок - сын-старшеклассник. Актеру, исполняющему эту роль, лет тридцать, вид у него гопника, такой на папашку вроде и дуется, но на самом деле ему так даже удобнее - никто не будет ругать за раннюю половую жизнь.

Правда, жена проста и непритязательна, такая слегка блаженная, всех прощающая и зла не помнящая - таких обижать грешно. Но с голоду не померла и вообще по-прежнему улыбается от любви ко всему сущему. Однако бывший муж все-таки чувствует свою вину, ведь он нарушил привычную модель поведения.

Николай Еремеевич с женой (Юрий Платонов и Алина Ольховая), кадр из фильма "Поздние свидания" (1980)
Николай Еремеевич с женой (Юрий Платонов и Алина Ольховая), кадр из фильма "Поздние свидания" (1980)

Влюбившись в даму не своего круга, он был сперва очарован и потрясен - ух ты, как, оказывается, можно жить! С театрами и выставками, умными разговорами и зарубежными поездками, а дама-то читает Шекспира в подлиннике и вообще готовит к защите текст по английской лингвистике.

Мужчина-то вполне себе незамысловатый, что-то инженерное, прорабно-рабочее, сроки сдачи объектов и все такое. Зачем она впустила его в свою жизнь - совершенно непонятно.

Видимо, интеллектуальное окружение со сложносочиненными сентенциями утомило, и захотелось чего-то милого и доброго, а тут и объявился плюшевый мишка - дядечка со смешной физиономией и нашлепкой из чужих волос на макушке. Он проявил настойчивость и добивался своей прекрасной дамы до победного конца. Выглядело это трогательно и не могло не подкупить.

Ну, как бы там ни было, а стали они жить вместе. И взялись эти двое по старинной традиции друг друга переделывать, каждый под себя. Мишке ужасно хотелось, чтобы дама наводила лепоту в квартире, варила щи и по гостям ходила строго с супругом, а больше ни с кем. Дама же жила как ей было удобно, привычек холостых менять и не думала, и норовила из инженера своего сваять то ли ученого, то ли министра - ее бесило то, что он ни разу не карьерист и пробиваться никуда не желает.

А у Веры даже на кухне не так, как у всех. Кадр из фильма "Поздние свидания" (1980)
А у Веры даже на кухне не так, как у всех. Кадр из фильма "Поздние свидания" (1980)

Но дядечка был всего лишь теплым пледиком, грелкой, утешителем и восторженным поклонником, а больше он никем быть не умел. Он даже возмутился-то первый раз лишь после того, как дама явилась домой под утро.

Разумеется, любому мужчине - даже поди и министру - не понравится то, что жена не ночует дома. И ей бы извиниться и пообещать больше так не делать, но куда там - в ответ на справедливые претензии взыграло ретивое, и велела дама мишутке своему глупых вопросов не задавать и с обидами нелепыми не приставать. Она де женщина свободная, никем не порабощенная и не позволит независимость свою ущемлять всяким там инженерам!

Знамо дело, мишутка разобиделся.. И стало его тянуть в прежнюю семью)) Тем более что ушел он оттуда без скандалов, честно выложив блаженной супруге своей о новой любви, та и отпустила, хотя ее всего лишь поставили перед фактом) А там то сын сожительствует с одноклассницей, то она уже и беременная, а потом сын в армию уходит - интересно же, и главное всё понятно. Без этих ваших интеллигентских экивоков да заморочек.

Но дама, почуяв возможную потерю теплого пледа, стала периодически его гладить и называть хорошим, даже пообещала родить ребеночка :)

Николай Еремеевич и Вера (Юрий Платонов и Лариса Малеванная), кадр из фильма "Поздние свидания" (1980)
Николай Еремеевич и Вера (Юрий Платонов и Лариса Малеванная), кадр из фильма "Поздние свидания" (1980)

Пледику это всё, знамо дело, прямо на душу и ложилось, а как же, в лучших традициях воспитан, таких привязать ребеночком - самый выигрышный вариант. Но одно дело разговоры вести, а другое - жить полноценно, диссертацию защищать, феминизм свой лелеять и все время куда-то там устремляться и прогрессировать.

А мишка-пледик нудит да нудит про святые женские обязанности - дом вести, мужа-деток лелеять, любить всех. А еще быть доброй! Мишке ужасно с ученой дамой не хватало доброты - это же не со всепрощающей праведницей творить что угодно, она всё равно простит. Дама же велит работать над собой и совершенствоваться.

И обоим уже было понятно, что не сложится и не склеится, однако продолжали каждый цепляться за свое - она за грелку, он за необычности и непривычности.

А под конец дама и вовсе выкинула фортель - сперва намекнула на беременность, а потом вдруг объявила, что никаких детей, у нее много работы и вообще глупости это всё...

Что самое поразительное - мишутка свалил от нее окончательно лишь после того, как она велела ему свалить! Он простил бы ее вновь и вновь, скажи она еще раз, что он хороший, и простил бы, привык же выполнять что велено.

Однако после приказа покинуть помещение безропотно его покинул - идеальный исполнитель))) Дама же, похоже, так и не поняла, что руководители лепятся совсем из другого теста.

Автор - Елена Д.

Режиссёр Владимир Григорьев по сценарию Евгения и Александра Габриловичей. В ролях: Вера - Лариса Малеванная, Николай Еремеевич - Юрий Платонов, его жена - Анна Ольховая, их сын - Александр Чабан, Кукушкин, друг "Еремеича", - Сергей Никоненко, Варвара, подруга Веры, - Екатерина Васильева.