Найти в Дзене
druzhinin audio

Как НЕ услышать разницу между аудио-компонентами

Оглавление

№5/2023. Дно кабельной обвязки: бюджетный коаксиальный кабель для аудио-системы (+ вспоминаем группу Buggles)

Also available on: Telegram & VK

Всем привет!

Сегодня поговорим о том, почему кто-то слышит разницу между аудио-компонентами (включая коммутацию), а кто-то нет. И рассмотрим пример, когда я и сам не услышал разницы.

Это выпуск из цикла «Дно кабельной обвязки», в рамках которого мы уже рассматривали оптические кабели S/PDIF.

Все мнения и выводы субъективны, на истину в последней инстанции не претендую.

Итак, разницу между компонентами можно зафиксировать только при одном условии — при прослушивании в домашней системе, звучание которой слушатель знает как свои пять пальцев. То есть он внимательно слушал её в течение длительного времени: так, что её звучание стало ожидаемым и предсказуемым. Сколько занимает процесс привыкания, я судить не возьмусь, но это точно не 15 минут и не пара дней.

Если условие соблюдено, замена одного из компонентов на альтернативный для непредвзятого слушателя* станет очевидной. И полученную разницу он сможет описать — в силу своего накопленного опыта прослушивания (музыки и техники, разумеется). Кто-то опишет её детально, до мелочей; другой — на уровне «лучше/хуже» или «понравилось/не понравилось».

(*) Предвзятость сослужит плохую службу. Если слушатель изначально убежден в том, что никакой разницы нет, и не готов рассматривать что-то за рамками своего шаблона и/или ограниченного кругозора, сравнения можно даже не проводить — результат уже предопределён. Как в споре средневековых учёных с верующими — какие аргументы ни приводи, Земля всё равно будет плоской :)

Update => То есть нужно в прямом смысле обмануть свой мозг. Пример: каждый день вы проходите мимо одного и того же дома — и вряд ли каждый раз задерживаете на нём взгляд. Этого и не требуется: мозг всегда напомнит его размеры, цвет и кто в нём живёт. Но если однажды, проходя мимо этого места, дома вы не обнаружили, ваш мозг начнёт заново собирать информацию: анализировать, что произошло, заново перестраивать сложившееся представление об этой локации и пр. <=

В любом другом случае — при прослушивании в системе друга, на выставке или в музыкальном шоуруме — вероятность зафиксировать какую-либо разницу стремится к нулю (вот это удар по любителям слепых тестов!). В незнакомых условиях слушатель просто не сможет интерпретировать, какой компонент на что в звуке влияет. Либо он должен обладать золотыми ушами (или платиновыми перепонками).

Тезис хоть и субъективен, но подтвержден и моими друзьями тоже. Мы приезжаем друг к другу на прослушивание — но любые сравнения проводим только индивидуально в своих системах.

Кстати, именно поэтому добросовестные продавцы техники предлагают взять аудио-компонент домой, чтобы покупатель смог принять решение, прослушав его в домашней системе.

***

Для этого обзора я воссоздал неудачную для «выслушивания разницы» ситуацию. Дело в том, что мой друг Сергей К. попросил сделать обзор его RCA-кабеля, собранного на заказ — на основе посеребренного коаксиального провода. Кабель может работать и как межблочный, и как цифровой: в качестве межблока я его протестирую позже, а сегодня подключил «по цифре».

При этом я никогда не использовал в своей системе этот тип коммутации, а значит какие-либо впечатления об участниках обзора у меня изначально не сформированы.

В сравнении участвуют три кабеля:

«Сток»-ноунэйм || 75 Ом || 1,8 метра || 100 руб.

Кажется, это комплектный кабель от dvd-рекордера Pioneer DVR-555H. Если так, то кабелю уже больше 15 лет — и за это время он использовался пару-тройку раз. В любом случае, точно такой же «коаксиал» можно купить в любой палатке с радиотоварами за условные 100 рублей.

-2

Покупал для проверки ЦАПа года три назад (скорее всего, на алиэкспрессе). Свою функцию он выполнил, после чего был отправлен на полку.

-3
-4

Silver DIY (на коннекторах Amphenol) || 50 Ом || 0,8 метра || 600 руб.

Вот что о кабеле сообщил автор:

—> кабель коаксиал 50 ом; —> центральная жила 1.2 мм (медь покрытая серебром); —> двойной экран (медь покрытая серебром); —> емкость кабеля не более 100пф/м (поиск в интернете по этим TTX показал совпадение с кабелем RADIOLAB RG-142)

-5
-6

И об изготовлении:

—> пайка производится паяльной станцией ERSA; —> припой (Sn96Ag4) — нетоксичный сплав, обладающий высокой прочностью. Температура плавления/отверждения 221 градус. Припой ISO-Core cодержит 3,5% некоррозионного безотмывочного безгалогенового флюса Felder EL (ROL0 по классификации EN61190); —> играет на уровне кабеля DAXX за 24 тыс. руб.

К слову, этот кабель обошелся моему другу в 1250 руб. за пару (покупал он его, напомню, для межкомпонентного соединения).

К качеству сборки претензий нет. Изделие качественное и приятное для глаза.

***

Тестовая композиция — «Seven Nation Army» от The White Stripes. Прослушивал кабели дважды: при записи сигнала с источника и уже в виде файлов на компьютере. Затем сделал традиционную нарезку хуков по принципу «нон-стоп»:

Sample

Сначала в треке звучит «стоковый» кабель от Pioneer, затем UnnLink Hi-Fi и под номером три — «серебряный» DIY. Смена кабеля каждый 20 секунд на протяжении всего трека.

-7
-8

Как уже говорил выше, разницы я не услышал. Возможно имей я в своей системе источник, требующий коаксиального подключения, и уделив прослушиванию больше времени — результат был бы иной.

-9

Но результат всё же есть: подтверждение моего тезиса о том, как НЕ услышать разницу между аудио-компонентами. А еще я понял, что тестовые записи, которыми я обильно снабжал все свои обзоры в прошлом году, существенной пользы не несут, потому как в сторонней аудио-системе они вряд ли будут показательными (видимо, больше не буду их делать).

Напишите в комментариях, нужны ли аудио-примеры в обзорах, и услышали ли вы разницу в тестовом треке из сегодняшнего выпуска.

Читайте также: Обзор USB-кабеля Furutech GT2 Pro || Обзор силового кабеля DH Labs Red Wave || Межблочные кабели RCA — RCA. Есть ли разница? || Дно кабельной обвязки. Бюджетная «оптика» для аудио-системы

ПС. Пока верстал выпуск, переслушал классиков британского нью-вейва — группу Buggles. Кстати, именно с клипа на их песню «Video Killed the Radio Star» началось вещание телеканала MTV в 1981 г.

-10

В 1979 г. они выпустили культовую пластинку The Age Of Plastic, а спустя год в полном составе (строго говоря, Buggles — это не группа, а дуэт музыкантов и продюсеров Geoff Downes и Trevor Horn) вошли в группу Yes (да-да!), с которой записали альбом Drama (1980 г.). В 1981-м, после распада Yes, проект Buggles был реанимирован — музыканты записали новый альбом Adventures In Modern Recording. Но то ли время было упущено, то ли хитов на пластинке было маловато… История проекта на этом закончилась.

И до сих пор любители музыки хорошо знают первый альбом Buggles (он есть даже на стриминговых платформах, например, в Spotify), но второй упускают из вида. В наших широтах «Adventures In Modern Recording» сложно найти даже на пиратских CD. Строго говоря, было только одно издание, и то — вышло 20 лет назад.

И зря. Альбомы интересные, новаторские и звучат свежО даже по нынешним меркам. В общем, если интересуетесь разной музыкой, не проходите стороной.

Всем хорошего звука! До новых встреч.

Почта для связи: nevermindwork (собака) yandex (точка) ru

Если вам понравился материал, поставьте лайк и подпишитесь на канал — в Дзене или Telegram. А еще есть паблик на VK и не только.