Найти тему

Как сделать карьерный переход: советы, стратегии и успехи

Если вы заботитесь о профессиональном успехе, вы не можете позволить жизни идти своим чередом. Вам необходимо тщательно спланировать свою карьеру, для этого вам понадобится хорошая стратегия развития. Прошли те времена, когда человек, однажды получив образование в определенной профессии, выполнял ее всю жизнь. Сегодня, в период стремительных технологических и цивилизационных изменений, планирование саморазвития является жизненно важным. Кто не развивается, остается на месте.

Будьте первыми в курсе последних новостей о HR-сфере и IT-рекрутменте - подписывайтесь на наш блог в Telegram!

Каждая профессиональная карьера обычно проходит по следующей схеме: начальная фаза (примерно до 35 лет – выбор и освоение профессии, первая работа, получение опыта, формирование видения будущего), средняя фаза ( время первые итоги и конфронтации, иногда переформулировка жизненных целей - до 50 лет) и, наконец, завершающая фаза (после 50 лет - время стабилизации, использования прежних достижений и опыта).

Молодые люди с прицелом на будущую работу берутся за образование, стараясь правильно определить свои профессиональные предрасположенности. Взрослые люди посвящают значительную часть своей жизни работе, выполняя различные задачи, связанные с профессиональной жизнью и повышая свои компетенции. Безработные, с другой стороны, пытаются приобрести новую квалификацию, которая позволит им найти работу.

Карьерный путь имеет важное значение на сегодняшнем рынке труда. Говорят, что человеку нашего времени придется семь раз сменить профиль своей профессиональной деятельности. Чтобы эти перемены ни для кого не стали неожиданностью, стоит заранее рассмотреть различные варианты развития карьеры.Вы помните самый неловкий вопрос из ваших интервью? Для многих людей, делающих первые шаги на рынке труда, именно этот вопрос пытается определить ваши профессиональные планы в перспективе 5, 10 лет. Почему этот вопрос сложный? Потому что молодые люди, сразу после окончания учебы, часто еще не имеют конкретных профессиональных планов на будущее. Они еще не выбрали свой профессиональный путь.

Цель

Не достигнет цели тот, кто не знает, куда идет . В детстве мы часто задумываемся о своей профессиональной цели, каждый из нас мечтает стать летчиком, пожарным или врачом. Потом мы часто забываем об этих планах и выходя на рынок труда со степенью магистра или инженера, часто беспомощно и бездумно принимаем свои первые профессиональные решения.

Очевидно, ситуация не располагает к длительным отступлениям о том, что я мог бы сделать в жизни. Безденежье, безработица могут заставить нас быстро браться за любую работу. Однако стоит остановиться в самом начале своего профессионального пути и еще раз спросить себя: куда я хочу идти? При ответе на такой вопрос следует учитывать все факторы: ваши навыки, способности, интересы, знания, полученные в школе, профессиональный опыт и даже семейное положение, контакты или… знакомые. Анализ этих факторов позволит вам примерно определить рациональный уровень собственной карьеры.

Определяясь с профессиональной целью, помните, что не каждый может быть президентом, директором или президентом. Стоит ставить амбициозные цели, но помните, что чем амбициознее цель, тем выше личные затраты и затраты на здоровье. Чем амбициознее цель, тем острее возможная неудача.

Этапы

Уже определив пункт назначения, стоит разделить весь маршрут на отдельные этапы. Как и у опытных путешественников - благодаря этому вы можете контролировать всю экспедицию. Имея всеобъемлющую цель, поставьте стратегические долгосрочные и краткосрочные цели, каждая из них должна быть на шаг ближе к финишу.

Такое разделение на этапы также позволяет вносить необходимые коррективы в ходе реализации плана. Вы способны предсказать все события в личной жизни, если она протечет, вы не узнаете экономическую или политическую ситуацию через десять лет и т.д. это быстрее, чем ожидалось - тогда вы легко переопределите свои цели на следующие периоды карьеры.

Выполнение

Наиболее заметными элементами «карьеры» являются последовательные продвижения по службе, происходящие на одном или нескольких предприятиях. Почему сотрудники продвигаются по службе? В идеальной компании это легко, их навыки и компетенции становятся все более привлекательными, как для самой компании, так и объективно - на рынке труда. Однако, глядя на отдельные компании, мы видим, что одни вообще не продвигают своих сотрудников, другие очень редко (обращаясь к людям со стороны), а у третьих это постоянная практика.

Различия обусловлены многими факторами — размером компании, отраслью, отношением управленческого персонала и владельца и т. д. — модели поведения данной компании с точки зрения продвижения сотрудников обычно довольно легко распознаются при анализе практика работы компании и ее организационная культура. Поэтому, если вы уже выбрали свою профессиональную цель и разделили свой карьерный путь на этапы, вам теперь нужно найти правильную компанию, структуру, которые обеспечат наилучшую реализацию задуманного.

Стоит выбирать компанию, организационная культура которой способствует инициативе, изобретательности и четкому выполнению обязанностей. Если в компании действует четкая система обучения и продвижения по службе, вы сами сможете влиять на свое профессиональное развитие. Обо всем этом лучше всего узнавать в процессе найма, узнавая необходимую информацию официально (например, во время собеседования) или неофициально (например, в неформальной беседе с сотрудником компании). Необходимо выяснить, организует ли компания обучение и как часто оно это делает, ищутся ли кандидаты на вакантные должности в первую очередь среди сотрудников компании и т.д.

Многие компании имеют официальную систему карьерного роста. Известно, что если кто-то принят на работу ассистентом в отдел маркетинга, то через два года у него есть шанс вырасти до специалиста, еще через два года до менеджера, а еще через несколько лет до директора по маркетингу. Известно, какой подготовке и профессиональным результатам должно предшествовать каждое повышение. Конечно, система не жесткая — это зависит от личности кандидата на повышение и хочет ли он вообще продвигаться, а не, например, менять отдел в компании. Однако создание такой системы проясняет ситуацию: ваше продвижение зависит не от чьей-то прихоти, а от конкретных элементов.

Еще лучшие компании используют т.н. коучинг. Начальник, прежде чем его повысят, должен обучить своих преемников. Займитесь их развитием, поддерживайте их, отвечайте на вопросы, поручайте все более амбициозные задачи. Это хорошая мотивация для начальника позаботиться о развитии подчиненных: если он их не обучит, его не повысят. Благодаря этому вы избегаете ситуации, когда начальник не хочет вкладываться в подчиненных из опасения, что они перепрыгнут через хозяина и выбьют его из занимаемой должности.

Понятно, что вашему развитию может помешать или способствовать компания. Итак, если данная компания не дает вам возможности продолжать карьеру или значительно замедляет ее, у вас есть два варианта:

Инвестируйте в себя – на рынке много обучающих курсов, вы можете получить новые навыки и квалификации. Важно сделать рациональный выбор. Обучение в области реализации проектов будет малополезным, если вы ранее не получали опыта (обучения) в области управления группами и т. д. Еще один способ вложения в себя — создание собственной компании — специалиста, приобрели большой опыт в данной отрасли, часто более заманчиво и дает больше возможностей для развития (и больше прибыли), чтобы начать свой собственный бизнес.


Поиск повышения путем перехода в другую компанию – это довольно распространенный способ реализации своих профессиональных планов. Стоит задуматься, есть ли у компании сопоставимого размера, престижа и состояния шанс занять более высокую должность сейчас быстрее, а у вашего нынешнего работодателя возможности такого продвижения нет.

Рекомендуем к прочтению: ​​Как спланировать карьеру?