К нашему логопеду часто обращаются с таким вопросом: во сколько лет ребенок должен начать правильно выговаривать все звуки? Почему-то среди родителей бытует такое мнение, что пойдет их малыш в школу и начнет все правильно говорить. Увы, не всегда это так. Речью ребенка нужно заниматься с первого года жизни, а правильной постановкой звуков с трех лет.
И к поступлению в школу у ребенка все звуки уже должны быть полностью сформированы, речь чистой и связной. Поэтому очень важно уделить этому внимание заранее.
Логопедические игры, о которых я вам хочу сегодня рассказать, помогут развить артикуляционный аппарат и поставить звуки на место.
Игра №1 «Найди звук»
Суть игры заключается в том, чтобы ребенок смог определить необходимый звук в слове. Например, С.
Берем несколько игрушек и машинку. Обязательно должно быть игрушки со звуком С и С’: собака, сова, слон, лось, гусь. И несколько других: кошка, жираф, мышка, кролик, лошадь.
Предлагаем ребенку покатать животное, в названии которого есть твердый звук С. Если он берет неправильно, то растянуто по звукам произносим слово: ммыыышшкккаа.
Затем сажаем лося. Машина не едет, потому что в слове лось звук С’ мягкий. А нам нужно разделить твердый и мягкий тоже.
По нашей практике, если в эту игру играть хотя бы 2 раза в неделю, то уже через месяц-полтора малыш точно начнет различать твердый и мягкий звук.
Игра №2 «Громко-тихо»
Эта одна из самых любимых игр наших маленьких пациентов. Благодаря ей мы учим ребенка говорить в разных звуковых диапазонах. Можно взять любой небольшой стишок и просто придумать какую-то фразу.
«Щенок лает громко «Гав-Гав» - произносим громко с восклицанием.
«Малыш спит «шшшш» - произносим шепотом.
Также мы вместе с детьми придумываем свою сказку и играем по ролям, где один персонаж говорит тихо, а второй громко.
Игра №3 «Как говорит Маша?»
Цель – уметь правильно использовать тональности и эмоции. Игра также проходит в виде сказки. Можно взять куклу или любую игрушку: «Маша пошла гулять и увидела маленького котенка, который печально мяукал (делаем жалобную интонацию). Она забрала ему домой, налила молочка. Котенок радостно замяукал (и мы меняем интонацию на радостную). Затем прибежал Вася и напугал котенка (испуганная интонация). Маша схватила котенка, обняла его и он перестал бояться». Лучше начинать с простых эмоций, а затем усложнять.
На самом деле в этой игре-сказке может быть любое имя. Мы любим именно Машу из-за звука Ш, который дети часто не выговаривают лет до 6-ти. И это своеобразная дополнительная тренировка.
После вашей сказки попросите ребенка повторить или придумать свою также с использованием интонации на эмоции.
Эти три игры помогают развивать у ребенка фонематический слух, различать звуки, эмоции, говорить с разной силой голоса. Есть и другие игры, которые помогают в развитии ребенка, о которых мы поговорим в другой статье.
А пока пишите в комментариях, в какие логопедические игры играете вы со своими детьми?