Найти тему
Remont1969

Первый танк современного типа. Часть 33. Renault FT avec Masque Stroboscopique. 1937. Как бы это развидеть

В 1937 году в бесплодных попытках модернизировать танк Renault FT была разработана башня с совершешно новой пулемётной установкой со стробоскопической оптикой. Как так получилось, что именно во Франции это попробовали сделать в публикации ниже.

Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам

Модернизация танка Renault FT стала насущной сразу, после того, как появился прототип. Кажется пародоксальным, но у лучшего танка Первой мировой войны было плохим всё, вот просто всё - от тонкой брони и слабого двигателя, от сложной полужёсткой подвески до неудобной башни. Но при этом он оставался лучшим, служил в десятках армий, и воевал вплоть до конца 40-х. И при этом попытки его модернизировать предпринимались неоднократно. В том числе и достаточно курьезные, такие как например "стробоскопическая оптика". На танке Renault FT в 1917 году проводились опыты с установкой вместо купола стробоскопа, но была ли это проверка решений для более крупных танков, которые пошли в серию, или самостоятельный проект сейчас неизвестно.

FCM Char 2C с двумя стробоскопическими куполами над передней и задней башнями
FCM Char 2C с двумя стробоскопическими куполами над передней и задней башнями

Французы были первыми, кто применил стробоскоп на серийном танке, уже в 1921 году самый большой в истории серийный танк FCM Char 2C был оснащен "панорамными" стробоскопическими башенками. Купола на FCM 2C состояли из двух цилиндров, вставленных один в другой, внутренней рамы с семью триплексами, электродвигателя для вращения внешнего корпуса купола, изготовленного из хромоникелевой стали толщиной 30 мм. Щели клиновидной формы в цилиндрах имели ширину 2 мм и были расположены в 9 группах по 5 щелей в каждой. Внешняя часть купола вращалась вокруг центральной части со скоростью 250-300 об/мин, так что чередовалось время полного закрытия купола и частичного открытия, что при скорости вращения обеспечивающем частоту смены "кадра" в 24 полоски в минуту давала командиру полную 360 градусную картину для наблюдения.

Проект маневренного танка ГУВП, 1924 год
Проект маневренного танка ГУВП, 1924 год

Казалось бы идеальный вариант - отличная обзорность, практически идеальная, но практически нигде больше после FCM Char 2C не применялась в серийных машинах, хотя например при проектировании первого маневренного советского танка ГУВП так же закладывалась возможность такого метода организации командирских башенок. Да и сами французы в проекте FCM Char de Bataille, который должен был привести к массовому "танку поля боя" планировали использовать именно такие командирские башенки. Последний танк, на котором по проекту должен был стоять стробоскоп был так же был советский - ТГ (Танк Гротте).

-3

Стробоскопический прибор наблюдения имел два недостатка - технологический и психологический. Конструкция была слишком сложна и надёжно работала только в идеальных условиях, понятно что у медленной черепахи типа FCM Char 2C это ещё можно было терпеть, но любое увеличение скорости приводило к переменным нагрузкам на приводы купола, которые почти сразу выходили из строя. Да и гироскопический эффект никто не отменял. А с точки зрения психологии проблемы были уже у командиров танка - даже понимая, что ты защищён, отвлечься от ощущения, что голова просто выглядывает из танка под огнём противника, было сложно.

Char Renault FT avec Masque Stroboscopique/Танк Рено FT со стробоскопической маской

Страна: Франция

Производитель: Longuevernhe-St. Chamond-Granat

Год выпуска: 1937

Кол-во: 1 (башня)

Экипаж: 2

Размеры: 4,6х1,74х2,14 (ориентировочно)

Боевая масса: 6 500 кг (пулемётный

Бронирование : 16 mm/башня 22 mm

Вооружение: 7,5 mm Reibel machine gun

Двигатель: Renault FS, 4 cyl 4,480 cm3, 35 л.с.

Максимальная скорость: 7,5 km/h

Гусеницы ширина: 340 мм

Геометрическая проходимость: высота стенки: 0,6 м/глубина брода: 0,7 м/ширина траншеи 1,35 м

Казалось бы к 1937 году эксперименты со стробоскопами были закончены и окончательно отправлены на свалку экзотических проектов, но у Французов были тысячи Renault FT и их очень хотелось подержать на службе подольше. А одним из минусов была ужасная обзорность и для командира танка и для водителя. А если учитывать, что командир танка при этом был ещё и оператором оружия, то есть через узкую цель увидеть противника, дать указания водителю, навести оружие и при этом выстрелить хотя бы в сторону цели было задачей сложной. В 1937 фирмы из Сен-Шамона - Longuevernhe-St. Chamond-Granat предложила проект башни для пехотного танка, в котором стробоскоп имел горизонтальную ось вращения и был установлен вместо лобовой детали башни. Получалось, что командир танка сидит как будто за рулём легкового автомобиля с полным обзором вперед и может наводить пулемёт, который был размещен по центре стробоскопа, так как будто зрение у него идеальное и нет вообще никаких помех. По крайней мере одна такая башня была построена.

-4

Новую пулемётную установку для 7,5 mm Reibel machine gun установили в классическую башню Girot-Berliet. Была сделана новая крыша башни, которая прикрывала "яблоко" шаровой пулемётной установки, в которую устанавливался куполовидный стробоскоп. При отключенном стробоскопе наблюдение велось через щели в куполе-щите, а при включении поле зрения расширялось до 45° правда с потерей яркости. Именно это и похоронило идею, вместе с потерей яркости ушла и контрастность, были проблемы уже даже с целями расположенными просто в тени. Ну и психологию никто не отменял, дискомфорт от ощущения, что ты не защищен спереди снижал эффективность.

Так бы мог выглядеть Renault FT со стробоскопом, если бы башня была установлена на реальный танк рисунок из https://shushpanzer-ru.livejournal.com/1339870.html
Так бы мог выглядеть Renault FT со стробоскопом, если бы башня была установлена на реальный танк рисунок из https://shushpanzer-ru.livejournal.com/1339870.html

Эксперименты с оригинальными приборами наблюдения закончились в начале 390-х и достаточно поздняя попытка создать что-то новое в 1937 была просто проверкой технологии, которая была интересной, но не реализуемой.

Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам

Почитать о других французских экспериментах и серийной продукции в области танкостроения и истории развития лучшего танка Первой мировой можно в других статьях на этом канале:

Источники:

Коломиец М.В., Федосеев С.Л. «Танк №1 «Рено ФТ-17″. Первый, легендарный».

Семен Федосеев: Все танки Первой Мировой войны. Самая полная энциклопедия

Семен Федосеев: Легкий танк "Рено" FT. Ветеран двадцати армий и десяти войн

Francois Vauvillier - The encyklopedia of French tanks and Armoured vehicles 1914-1940, Histoire & Collections

https://topwar.ru/122216-a-tebya-vizhu-a-ty-menya-net-stroboskopicheskie-kupola-na-tankah.html