В 1918 году по заказу военного министерства на создание САУ с основной полевой пушки французской армии Canon de 75 mm Modele 1897 было предложено сразу три различных варианта самоходок на шасси Renault FT. Наиболее удачным получилась САУ от Артиллерийской технической секции (Section Technique de l'Artillerie), которую обычно называют Renault FT Chenilles 75mm Mle 1897 STA, рассказ об этой машине в публикации:
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
Первое десятилетие 20-го века у умах европейских генералов проходило с мыслями о маневренной войне, казалось бы история 16-17 веков, когда генералы стремились максимально избегать генеральных сражений, много маневрируя и так демонстрируя свои полководческие таланты, казалось бы возвращаются. Война как движение колонн ожидалась и главными сторонниками таких действий - французами, и германцами и русскими. Даже австро-венгерский штаб не полностью ударился в развитие шрапнельной артиллерии только из-за сложного рельефа на границах империи и ожидания необходимости прорыва укреплений в итальянских горах и слома обороны русских крепостей. Созданная в парадигме маневренной войны полевая пушка Canon de 75 mm Modele 1897 стала главным аргументом Франции на поле боя.
Только в 1918 году у военных "в рукаве" появился козырь, который позволял изменить ситуацию на фронте - танки. Имея всепроходимое танковое шасси, во французском штабе правильно предположили, что и пушки можно возить на гусеницах. И если для тяжёлой артиллерии тягачи и перевозчики делали Сен-Шамон и Рено, то именно шасси Renault FT выглядело очень интересным для создания САУ. В сентябре- октябре военные получили сразу три разных варианта - от самой Рено, от Автомобильной технической секции полигона в Венценесе ("Section Technique Automobile de Vincennes" (STAV) и от Артиллерийской секции Section Technique de l'Artillerie (STA). Наиболее удачной и интересной оказалась установка от "артиллеристов".
Renault FT Chenilles 75mm Mle 1897 STA/Гусеничное шасси Рено FT для 75-мм пушки обр 1897 года разработка Section Technique de l'Artillerie
Страна: Франция
Производитель: Société des Automobiles Renault/Section Technique de l'Artillerie
Год выпуска: 1918
Кол-во: 1 (прототип)
Экипаж: 4
Бронирование: 16 mm
Вооружение: 75-мм пушка Canon de 75 mm Modele 1897, 8-мм пулемет Mitrailleuse Hotchkiss modèle 1914
Боевая масса: 6500 кг
Двигатель: Renault FS, 4 cyl 4,536 cm3, 35 л.с.
Максимальная скорость: 7,8 km/h
Первыми в сентябре 1918 года свою машину показали специалисты Рено. Но произведение от Société des Automobiles Renault было сырым и сделано "на отвали". Даже в модернизированном варианте с добавленной защитой водителя и местами для расчёта эта САУ, которую обычно называют просто Renault FT Chenilles 75mm Mle 1897, с пушкой расположенной на месте башни и смотрящей в корму танка, не соответствовала требованиям военных например по перевозимому боекомплекту и была крайне неудобна в боевой работе. Вторая установка от "Section Technique Automobile de Vincennes" (STAV) с размещением пушечной карабельнйо тумбы на месте водителя и с теоретически круговым обстрелом выглядела еще хуже. Наиболее творчески к заданию создать САУ подошли в Section Technique de l'Artillerie (STA). Если у образца от Рено переделки базового шасси были вообще минимальны, а у STAV со смещением места водителя к центру, а боевого отделения вперед, так же не затронули движителя и трансмиссии, то САУ от "артиллерийской секции" представлял собой сильно перекомпонованное шасси с орудием установленным с казенной частью в корме шасси.
Первый прототип, который скорее можно назвать демонстратором технологий был создан на базе слегка удлиненного бронекорпуса и понравился военным больше всех конкурентов, в итоге именно вариант компоновки, предложенный STA был выбран для дальнейшей разработки. Видимо они единственные представляли, что нужно артиллеристам и как этого достичь. На первый взгляд САУ от STA не принципиально отличалась от заводского варианта. Но это только на первый взгляд. Самым существенным изменением был разворот гусеничного движителя, корма стала передом, а лобовая часть кормой с размещенным там боевым отделением. Не изменяя конструкции бронекорпуса и расположения двигателя и трансмиссии, была развернута только гусеница и бортовые передачи. То есть компоновка САУ стала наконец похожа на современную. Моторное отделение впереди, место водителя по центру, боевое отделение в задней части. Через 25 лет по похожей схеме были построены и самые массовые САУ РККА - СУ-76М и Вермахта - Panzerhaubitze Wespe.
75-мм пушка Canon de 75 mm Modele 1897 была установлена с более высокой линией огня, что позволило обеспечить достаточно большие углы вертикальной наводки от -5° от +41° и 11° горизонтальной наводки. САУ была оснащена вспомогательной пулемётной установкой для обороны от пехоты, но в основном для зенитной стрельбы. 8-мм пулемет Mitrailleuse Hotchkiss modèle 1914 был установлен на стойке в боевом отделении. Пушечная установка имела броневую защиту. Дополнительные снарядные ящики на бортах САУ позволяли перевозить 90 патронов для пушки. Эт снова не было 150 как хотели военные, но уже лучше чем у САУ от Рено.
Размещение расчёта по прежнему оставалось не самым удобным, что было обусловлено размером базового шасси, но им хотя бы не пришлось бы ездить полностью открытыми прямо над гусеницами. Для перевозки расчёта боевое отделение было удлинено и все 4 члена расчёта могли перемещаться на гусеницах. Пулемёт монтировался яна бортовой броней защиты боевого отделения и в транспортном положении перевозился вертикально.
В отличие от обоих конкурентов от Рено и STAV САУ Renault FT Chenilles 75 Mle 1897 STA имела дополнительную опору-тормоз, которая при ведении стрельбы откидывалось и упиралась в землю, что бы обеспечить устойчивость орудийной платформы. Возможно это обусловлено было и результатами от испытаний первого прототипа от Рено, где возможно было отмечено повышенной воздействие импульса от выстрела на шасси относительно лёгкой САУ. Кроме отката САУ и появление колебаний это так же привело бы к повышенному износу движителя и поломкам трансмиссии. На САУ Renault FT Chenilles 75 Mle 1897 STA кроме станины, упирающейся в землю, был смонтирован и дополнительный тормоз-замыкатель в трансмиссии.
Для обеспечения боевой работы расчёта были введены откидывающаяся платформа, на которой располагался расчёт при стрельбе. Открывающиеся дверки орудийных ящиков дополнительно прикрывали расчет от пуль, осколков и шрапнели при развертывании САУ. На испытания в Бург (Bourges) САУ, собранная по проекту Section Technique de l'Artillerie и построенная на Рено, поступила в конце октября 1918 года. Было слишком поздно, независимо от его итогов все уже закончилось, 11 ноября 1918 года между Антантой и Германией было подписано Компьенское перемирие, которое закончило войну и прикончила все проекты, которые не успели запустить в производство.
САУ Renault FT Chenilles 75 Mle 1897 STA стала первой САУ современной компоновки, разработанной в годы Первой мировой войны, так же как и танк Renault FT стал первым танком современно нам типа. Наверняка при продолжении войны и в 1919 году такие машины пошли бы в серию и стали бы одним из неожидаемых противником типов оружия на линии соприкосновения, существенно увеличивавших возможности танковых и пехотных подразделений Франции. Но на экспериментах с 75-мм пушкой история Renault FT как шасси для самоходок не закончилось, более крупную пушку пробовали поставить и сами французы, итальянцы создали гаубичную САУ, а в межвоенный период пришло время и противотанковым пушкам. Но об это рассказы вновых публикациях канала.
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
Почитать о других французских экспериментах и серийной продукции в области танкостроения и истории развития лучшего танка Первой мировой можно в других статьях на этом канале:
- Renault FT Char d’Instruction. Первый танк современного типа. Часть 5. Renault FT Char d’Instruction. 1917. Первая серия - учебная
- Renault FT. 1918. Первый танк современного типа. Часть 7. Renault FT. 1918. Танки от Рено с клёпаными Tourelle Omnibus Polygonale
Источники:
Коломиец М.В., Федосеев С.Л. «Танк №1 «Рено ФТ-17″. Первый, легендарный».
Семен Федосеев: Все танки Первой Мировой войны. Самая полная энциклопедия
Семен Федосеев: Легкий танк "Рено" FT. Ветеран двадцати армий и десяти войн
Francois Vauvillier - The encyklopedia of French tanks and Armoured vehicles 1914-1940, Histoire & Collections
https://panzerserra.blogspot.com/2022/06/renault-ft-17-chenilles-75mm-mle-mod.html?m=1
http://www.wardrawings.be/WW1/Files/site.htm