В 1918 году на фирме Renault на гусеничное шасси пехотного танка Renault FT была установлена тяжёлая 105-мм пушка, попавшая во Французскую армию "по блату" из арсенала российской армии. Изначально обречённый на неудачу проект, так и не вышел за пределы прототипа.
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
Идея "танкового отца" французской армии и первого командующего танковыми частями генерала Жан Батист Эжен Этьен (Jean Baptiste Eugène Estienne), который считал, что главная задача танка доставить пушку в нужное время и место, к 1918 году получила своё логическое решение. То что Renault FT доставлял 37-мм пушку в любое место поля боя наверняка радовало Этьена, но всё же наверняка это не было тем, о чем он мечтал, да и пушку пехотного танка наверно и пушкой артиллеристы считать отказывались - так какой-то гранатомёт. А вот если был на шасси была нормальная полевая пушка 75-мм или ещё лучше 105-мм было бы совсем другое дело. Только отладив Renault FT для серии Рено получило в мае 1918 года заказ на САУ на шасси этого танка с пехотной пушкой на борту, в том числе и с тяжёлой Canon de 105 mle 1913 Schneider.
Renault FT Chenilles 105 Mle 1913 Schneider/Гусеничное шасси Рено FT для 105-мм пушки обр 1913 года
Страна: Франция
Производитель: Société des Automobiles Renault
Год выпуска: 1918
Кол-во: 1 (прототип)
Экипаж: 4
Бронирование: 16 mm
Вооружение: Canon de 105 mle 1913 Schneider
Боевая масса: 7500 кг
Двигатель: Renault FS, 4 cyl 4,536 cm3, 35 л.с.
Максимальная скорость: 7,8 km/h
Французская 105-мм полевая пушка была редким примером обратного движения идей - из России в Европу, точнее во Францию, и дальше по всему миру. И речь даже не столько о конструкции, сколько даже об идее полевой пушки большего чем три дюйма калибра для пехоты. Проигранная Российской империей война на Дальнем Востоке в начале 20-го века показала, что одной трёхдюймовой пушкой не обойтись. Для европейских союзников и противников война на Ляодунском полуострове прошла незаметно - и далеко, и условия сильно отличаются от европейских, да и участвовали какие-то русские и японцы. Но для РИА это был урок, который правда не смогли по старой привычке выучить. Тем не менее сразу после войны была поставлена задача создания батарей тяжёлых пушек, которые могли бы находясь вне зоны огня скорострельных 75-мм орудий подавлять пехоту и вести противоартиллерийскую борьку ка раз с этими самыми 75-мм батареями. Традиционный 42-линейный калибр подходил идеально.
Разработка проекта 107-мм полевого орудия с пушечной баллистикой была начата на Путиловском заводе и была использована французской фирмой Schneider et Cie для создания орудия для тендера на поставку Российской Императорской Армии тяжёлых полевых пушек. Победив в тендере начали выпуск для России орудия как «42-линейная полевая тяжелая пушка образца 1910 года», с планами локализации в Санкт-Петербурге на Путиловском и Обуховском заводах. Вопросы взаимодействия между фирмами Шнейдера и Путиловским заводом во многом политизированы и французам сложно "отмыться" от обвинений в коррупции, но тем не менее будущее показало, что выбор в качестве сначала технологического партнера, а Путиловские заводы были держателями патентов Шнейдер в России, а затем и вхождение в 1912 году в одно трестовское соглашение по которому всё управление переходило в руки французской компании, было не худшим выбором. Гораздо "веселее" российской армии было бы если бы реализовалась крупповская афёра по получению контроля над Путиловским заводов в 1913-м. В любом случае создав для РИА 107-мм орудие французы получили опыт и знания, который им пригодился в начале войны.
Если в начале второго десятилетия 20-го века французские военные скептически отнеслись к предложению Шнейдер рассмотреть и для собственной армии пушки повышенного калибра, то уже с началом войны необходимость поддержки для 75-мм стала очевидной. Шнейдер сразу предложил свой проект, имея уже разработанную технологию и учтя недоработки по "русской" пушке, усилив лафет и нормализовав под метрические 105-мм калибр. Всего во Франции было выпущено более 1600 лафетов и почти 2000 стволов для пушек 105 L или Canon de 105 mle 1913 Schneider (Заводское обозначение L 13 S).
Неудивительно, что когда появилось массовое и испытанное гусеничное шасси, тем более выпуск которого разворачивался в массовых количествах - танковое Renault FT, возникла идея поставить на гусеничный ход пехотные орудия, в том числе и 75-мм пушек (Canon de 75 mm modèle 1897) и 105-мм (Canon de 105 mle 1913 Schneider). Задание на проектирование и создание прототипов установок для перевозки и ведения артиллерийского огня с шасси, теперь обычно их называют САУ - Самоходные артиллерийские установки, было размещено на заводе в Бианкуре в мае 1918 года. Можно отметить, что на самом Рено к задаче отнеслись без особой спешки, для начала были созданы даже не прототипы, а скорее демонстраторы технологий, если судить по сырости конструкций. Наверно основные силы заводских конструкторов были брошены на доведение самого танка до массового производств и на проекту КШМ и артиллерийского танка. Прототипы САУ, будем их так называть строились по близким проектам с особенностями, связанными с мощностью орудий. Renault FT Chenilles 105 Mle 1913 Schneider был готов так же как и машина с 75-мм пушкой к осени 2018 года, и оказался судя по всему даже менее удачен чем меньший "собрат".
Пушка была установлена на танковое шасси так же, как и у 75-мм САУ, стволом назад над двигательным отсеком, который пришлось перекомпоновать, вынеся бак и выхлопную трубу. Для места водителя переднюю часть днища удлинили. Орудийные цапфы расположили гораздо ниже чем у Renault FT Chenilles 75mm Mle 1897, что конечно увеличило устойчивость, но ещё больше уменьшило углы вертикальной и горизонтальной наводки. И если у оригинальной пушки вертикальная наводка была -5° to 37°, то есть она могла стрелять почти как гаубица, то для САУ это были недостижимые параметры. Нет информации, что эта САУ стреляла, возможно сразу было понятно, что первый же выстрел выведен трансмиссию танка из строя, а откат орудия разнесёт место водителя. Неудобная ни для передвижения, ни для расчёта самоходная 105-мм пушка развития не получила, да и необходимость в ней уже в ноябре 1918 года пропала окончательно.
Надо сразу признать, что у конструкторов Рено шансов построить годную САУ со 105-мм пушкой на шасси Renault FT не было изначально, оно было слишком лёгкое для такой артиллерийской системы, вот превратить шасси в самодвижущийся лафет с отдельными сошками, системой блокирования гусеничной трансмиссии, вынесением ствола к краю шасси, то есть создать что-то типа M110 или 2С5 «Гиацинт-С», только в реалиях Первой мировой, можно было попробовать, но для этого нужно было явно приложить больше усилий, чем это сделали на Рено. Даже сама идея создать 105-мм САУ на таком шасси изначально кажется ущербной. Следующие самоходные пушки такой мощности появились только в середине Второй мировой, но их задача уже была узко противотанковой.
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
Почитать о других французских экспериментах и серийной продукции в области танкостроения и истории развития лучшего танка Первой мировой можно в других статьях на этом канале:
- Renault FT Char d’Instruction. Первый танк современного типа. Часть 5. Renault FT Char d’Instruction. 1917. Первая серия - учебная
- Renault FT. 1918. Первый танк современного типа. Часть 7. Renault FT. 1918. Танки от Рено с клёпаными Tourelle Omnibus Polygonale
Источники:
Коломиец М.В., Федосеев С.Л. «Танк №1 «Рено ФТ-17″. Первый, легендарный».
Семен Федосеев: Все танки Первой Мировой войны. Самая полная энциклопедия
Семен Федосеев: Легкий танк "Рено" FT. Ветеран двадцати армий и десяти войн
Francois Vauvillier - The encyklopedia of French tanks and Armoured vehicles 1914-1940, Histoire & Collections
https://panzerserra.blogspot.com/2022/06/renault-ft-17-chenilles-75mm-mle-mod.html?m=1