Найти в Дзене
Remont1969

Первый танк современного типа. Часть 11. Renault FТ BS. 1918. Первый серийный САУ - на свою войну не успел

Летом 1918 года в пригороде Парижа в Булонь-Бийанкуре начали производство артиллерийских танков поддержки на шасси Renault FT с 75-мм орудием-мортирой в миру Renault FТ BS, а в официальной переписке Char FT canon de 75 S, не успевший повоевать, когда мог, и брошенный когда уже не смог.

Все материалы канала можно найти, перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам

В январе 1918 года фирма Луи Рено Société des Automobiles Renault показала генералу Этьену, командующему танковыми силами Франции, специальный танк поддержки, созданный с использованием элементов танков FT, Renault typ FZ. Боевая машина представляла собой полностью бронированную самоходную установку с установленной в передней части танковой пушкой со среднего танка Schneider CA1 - 75-мм Mortier de BS. Экипаж из трёх человек размещался один за одним у узком полностью бронированном корпусе. Видимо сами конструктора Рено не сильно верили в успех проекта или просто были загружены работой по внедрению в серию линейных танков, но получился Renault FZ не удачным. Плохо было много чего - начиная с вентиляции боевого отделения и оканчивая сложностью боевой работы экипажа и его взаимодействием с командованием.

Прототип танка поддержки Renault FZ январь 1918 года
Прототип танка поддержки Renault FZ январь 1918 года

Так как военные не отказывались от артиллерийского танка поддержки танков на фирме Рено срочно взялись строить что-то более простое, но в тоже время более функциональное и технологичное.

Char Renault FT canon de 75 S/Renault FT 75 S/Char Renault FT BS/Танк Рено FT c 75-mm пушкой Шнейдер

Страна: Франция

Производитель: Société des Automobiles Renault

Год выпуска: 1918-1919

Кол-во: 40

Экипаж: 3

Бронирование: 16 mm

Вооружение: Canon de 75 court modèle 1916 Schneider (75-мм Mortier de BS ("Blockhaus Schneider")

Боевая масса: 6985 кг

Двигатель: Renault FS, 4 cyl 4,536 cm3, 35 л.с.

Максимальная скорость: 7,8 km/h

Гусеницы ширина: 340 мм

Геометрическая проходимость: высота стенки: 0,6 м/глубина брода: 0,7 м/ширина траншеи 1,35 м

Уже в марте 1918 года был готов следующий прототип, который убивал сразу двух зайцев. Так как к этому времени серийных танков, какими все привыкли их видеть с клепанными корпусами из бронированной стали, из ворот завода в Булонь-Бийанкуре не выходило, прототип танка сопровождения собрали на базе восемнадцатого танка из первой партии, построенной из неброневой стали. Рено использовал свои наработки по клёпаным ортогональным танковым башням и построил примерно такую же надстройку только большего размера над бронекорпусом и для боевой машины, которая в переписке называлась Char Renault FT canon de 75 S - Танк Renault FT с 75-мм пушкой Шнейдера. Так как пушка 75-мм Mortier de BS требовала расчета из двух человека и весила почти 200 кг поворотной башню сделать не удалось и она стала просто многогранной надстройкой с установленной в лобовой броне пушкой.

Прототип артиллерийского танка преодолевает канаву по наведенному самим собой морту Орлиба. Фотография из статьи Юрий Пашолок. Первый артиллерийский танк https://dzen.ru/a/YFDFa2yGHwEHpn2l
Прототип артиллерийского танка преодолевает канаву по наведенному самим собой морту Орлиба. Фотография из статьи Юрий Пашолок. Первый артиллерийский танк https://dzen.ru/a/YFDFa2yGHwEHpn2l
Так как первый прототип был построен на базе шасси из первой партии так называемых "учебных" танков, у него были литые детали лба и кормы бронекорпуса. Но на единственной сохранившейся фотографии этих особенностей не видно и отличить прототип можно по наличию вертикальных отражающих планок вокруг пушечной амбразуры.

На конструкцию пушечной башни боевой машины существенное влияние оказало ещё одну задумка, которую попытались реализовать одновременно с установкой пушки на базе танка - превратить её не просто в артиллерийский танк поддержки, а в артиллерийский инженерный танк поддержки. Планировать оснастить танк колейным тактическим мостом, разработанным лейтенантом Ортлибом (Orthlieb) для легких танков (Passerelle-remorque pour char leger Orthlieb). Мост перевозился сзади на прицепе, а сам танк оснащался цепной системой установки. Уже первый серийный танк получил хорошо заметное на крыше башни приспособление, которое использовалось при наведении моста, представлявшее из себя желоб на крыше и блок для цепи, которая должна была удерживать пролет моста.

Первый серийный образец Char FT canon de 75 S
Первый серийный образец Char FT canon de 75 S

Первый серийный танк с орудием-мортирой Char FT canon de 75 S был выпущен из ворот завода 8 августа 1918 года и незначительно отличался от прототипа - отсутствием защитных планок и наличием блока, установленного на краю башни. Первый серийный и вся военная партия танков были оборудованы для установки тактических мостов, для чего к корпусу крепились специальные рамы с осями, хорошо видные на фотографиях. Использование оборудования для колейных мостов Ортлиба привело к невозможности установки на крыше вентиляции, а размеры орудия к невозможности покидания танка через задний башенный люк. В итоге двухстворчатый люк был оборудован с левой стороны башни. МТО и отделение управления по сравнению с линейным танком не изменилось.

-4

Аппетиты генерала Этьена росли, к размещению заказа на артиллерийские танки речь уже шла примерно о 700 танков, по одному для каждого взвода. Можно отметить тактическую "хитрость" Луи Рено и Этьена при производстве танков с 75-мм орудиями - в отличие от прототипа, который был отдельной машиной Renault FZ новые артиллерийские машины были просто танками - Char Renault FT но с 75-мм пушкой - canon de 75 S и их производство можно было наладить просто в рамках увеличения заказа на сами боевые машины. Впрочем такая же ситуация была и с танками связи Renault TSF, их так же считали в рамках общего заказа. Так как ни FT BS, ни TSF не требовали литых башен от стороннего поставщика все изменения внутри программы можно было делать только на самом заводе Рено, не подключая субконтракторов.

Если отвлечься от технике и вернуться к терминологии, то Renault typ FТ canon de 75 S, это реальное САУ в современном понимании, в то время как не имеющие вращающихся и вообще каких-либо башен Шнейдер СА1 и Сен-Шамон по своему назначению и тактике применения были точно танками. Французам было хорошо - слово char, в будущем превратившееся в танк, тогда просто означала "боевую повозку".
-5

В качестве орудия использовалась та же танковая пушка от Schneider CA1 - Canon de 75 court modèle 1916 Schneider de BS ("Blockhaus Schneider"), которая по большому счёту и пушкой то не была. Canon de 75 court modèle 1916 Schneider или как позднее её обозначали - 75-мм Mortier de BS ("Blockhaus Schneider") была переделкой окопной мортиры - mortier de 75 T Mle 1915 или Mortier de 75 T A Schneider ('T' от 'Tranchées' - окопы, 'A' от Type A) с соответствующими отвратительными баллистическими характеристиками. Пушка размещалась в двухместной башне, экипаж танка поддержки составлял 3 человека - водитель, наводчик и заряжающий. Несмотря на скромные размеры сам танк перевозил боезапас в 35 патронов, что на первый взгляд кажется немного, но как показал опыт применения линейных танков в наступлениях лета 1918 года такого количества хватало на несколько боев.

-6

Танки называли и просто Renault FT 75 S, а в послевоенной переписке танки стали обозначать как Char Renault FT BS - то есть танки Рено FT с пушкой BS ("Blockhaus Schneider") - "Шнейдер для казематов". Предназначенная для ведения огня стандартными снарядами от полевой 75-мм пушки с облегченной навеской пороха и укороченной гильзой 9,5-калиберная пушка имела эффективную дальность стрельбы в 600 метров, а попасть куда-то можно было вообще только с 250-ти. Поэтому тактика применения была относительно простой - линейные пушечные и пулеметные танки давят все угрозы для танков и пехоты, движущиеся сзади артиллерийские танки добивают тяжелые укрепления, которые не по зубам 37-мм пушечкам линейных танков.

Первые десять серийных танков на заводе Рено. Конец октября 1918 года.
Первые десять серийных танков на заводе Рено. Конец октября 1918 года.

Несмотря на относительную простоту изготовления танков поддержки, даже по сравнению с линейными башенными танками серийный выпуск Renault FT BS, будем для простоты называть машину так, как она фигурировала в послевоенной переписке, не заладился. Три других производителя - Делоне-Бельвиль, СОМУА и Берлие занимались только башенными танками, а сама Рено кроме танков ещё налаживала выпуск и машин связи Renault FT TSF, которых так же было заказано 300 двумя партиями по 200 и 100. Машины связи имели больший приоритет для формирования новых танковых батальонов, поэтому после первый серийный танк поддержки вышел из ворот сборочного цеха только в сентябре, за месяц всего выпустили 4 танка Renault FT BS, в октябре ещё 6. Хотя в планах на осень 1918 было 600 таких танков с серийными номерами от 6001 до 6600. Но, как уже много раз писал в других публикациях: "неожиданно германский второй рейс сдался". Итогом ноябрьского перемирия стало замораживание всех военных заказов, в том числе и на лёгкие танки.

-8

Так Char FT canon de 75 S не успели на свою войну, для которой они и разрабатывались. Судя по всему танки в части не отправляли и только после выпуска ещё 29 машин с февраля до мая 1919 было сформировано несколько батальонов вооруженных танками поддержки, дислоцированных после Первой мировой во французских колониях, которые в основным были в жарком и песчаном климате. 5 BCL (Bataillon de Chars Legers , батальон легких танков) с танками Renault FT BS например в 1919 году был передислоцирован в Левант. Другие машины применялись в Марокко в ходе операций в ходе Рифской войны.

-9

Танки послевоенной "выделки" сразу выпускались без приспособлений для монтажа штурмовых мостов Артлиба, а, скорее всего, со всех ранних машин в 20-е годы были сняты приспособления для установки таких мостов, в том числе и с башен убрали направляющие и блоки для цепей, а с гусеничной рамы крепления для моста. Театр военных действий был для боевых машин, вооруженных короткоствольной мортирой, самым подходящим. У противника нет артиллерии, все укрепления из песка и глины. Снаряды, которые были бы откровенно слабы против бетонных укреплений, разносили саманные постройки с одного выстрела, при этом из стрелкового оружия танки не поражались. Два брошенных танка Renault FT BS были обнаружены в Тунисе в 1942 году после высадки союзников в Северной Африке.

-10
-11
-12

С началом Второй мировой войны первый удар пришёлся по Франции, которая имела на вооружении полный "зоопарк" танков, в том числе и находящиеся на складах танки FT, правда немного модернизированные и их производные FT TSF и FT BS. Боевой ценности во время боев мая-июня 1940 они не имели и скорее единственное их использование было как фон для фотографирования германцев у странных трофеев, большинство фотографий танков поддержки сохранились из альбомов германских солдат, которые тогда ещё мечтали о лёгкой прогулке.

Редкая фотография с ракурса, который позволяет увидеть верхнюю часть танка и корму башни
Редкая фотография с ракурса, который позволяет увидеть верхнюю часть танка и корму башни

В 1939 году польские части, оборонявшие Брестскую крепость, использовали два танка Рено FT, как баррикаду, что бы перекрыть въезд в одно из укреплений. У французов возможно это так же было единственное применение танка поддержки FT BS, когда боевая машина перекрыла проезд в крепостных воротах. Хотя скорее всего так и не было запланировано, танк просто сломался в этом месте при попытке доехать хоть куда-нибуть, где его применения было бы более полезным, чем на складе.

Брошенный Char Renault FT BS
Брошенный Char Renault FT BS

Char Renault FT BS был далеко не единственной попыткой в ходе первой мировой войны создать гусеничную боевую машину, которая могла бы огнём поддержать пехоту и танки прямо на поле боя. Но сами французы особо не обратили внимания на столь перспективную и достаточно удачную систему, пойдя в развитии своего межвоенного танкостроения на совершенно боковую дорогу. Только знатоки истории на улицах в Париже узнали в 1940-м в StuG III и Panzerkampfwagen IV наследников французской идеи.

Рисунок с сайта http://www.wardrawings.be/WW1/Files/1-Vehicles/Allies/France/1-Tanks/Renault-FT-75.htm
Рисунок с сайта http://www.wardrawings.be/WW1/Files/1-Vehicles/Allies/France/1-Tanks/Renault-FT-75.htm
За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал - Технопутешествия. Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена.
Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо:
в телеграмканале
https://t.me/technomonuments и в VK - https://vk.com/remont1969
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам

Почитать о других французских экспериментах в области танкостроения и истории развития лучшего танка Первой мировой можно в других статьях на этом канале:

Источники:

Коломиец М.В., Федосеев С.Л. «Танк №1 «Рено ФТ-17″. Первый, легендарный».

Семен Федосеев: Все танки Первой Мировой войны. Самая полная энциклопедия

Семен Федосеев: Легкий танк "Рено" FT. Ветеран двадцати армий и десяти войн

Tim Gale. French Tanks of the Great War: Development, Tactics and Operations/ Pen and Sword Military (August 5, 2016). ISBN-13 ‏: 978-1473823501

Francois Vauvillier - The encyklopedia of French tanks and Armoured vehicles 1914-1940, Histoire & Collections, vydané v roku 2014, ISBN: 978-2-35250-322-4

Юрий Пашолок. Первый артиллерийский танк https://dzen.ru/a/YFDFa2yGHwEHpn2l

http://www.wardrawings.be/WW1/Files/1-Vehicles/Allies/France/1-Tanks/Renault-FT-75.htm

https://topwar.ru/179725-esche-raz-o-tanke-reno-ft-17.html http://www.landships.info/landships/tank_articles/Renault_FT_75_BS.html

http://wardrawings.be/WW1/Files/1-Vehicles/Allies/France/1-Tanks/Renault-FT-75.htm

https://tanks-encyclopedia.com/ww1/fr/renault_ft.php