Найти тему
Remont1969

Первый танк современного типа. Часть 26. Renault FT Chenilles 75mm Mle 1897. 1918. Первая САУ комом

Французская армия, планируя наступления 1919 года, заказала разработку САУ на едином шасси Renault FT. К осени 1918 года она получила сразу три проекта, ни один из которых в серию не пошёл. Первый проект от фирмы Рено, получивший наименование - Renault FT Chenilles 75mm Mle 1897 был особенно неудачен.

Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам

В публикации об самоходной установке Renault FT BS (Blockhaus Schneider) или Char FT canon de 75 S, как и во многих других источниках, эта боевая машина названа САУ - Самоходная артиллерийская установка. Спорить с этим не правильно, но можно посмотреть на всё и с немного другой стороны. Например так: пехотный танк - боевая машина для пехоты, кавалерийский танк - боевая машина для кавалерии, артиллерийский танк - боевая машина для артиллерии. А САУ - самоходная артиллерийская установка - это боевая машина для перемещения и использования артиллерийской системы, на не танк. С такой позиции Renault FT BS - это был всё таки артиллерийский танк, который должен был действовать в боевых порядках танков и пехоты.

Почти все выпущенные в годы войны артиллерийские танки - Renault FT BS
Почти все выпущенные в годы войны артиллерийские танки - Renault FT BS

А САУ - то есть установленное на танковое шасси орудие французы для полевых полковых орудий заказали только в начале 1918 года, когда наконец освоили серийное производство танков Renault FT и стало понятно, что это именно то, что надо армии прямо сейчас. Установленные на танки Сен-Шамон пушки Canon de 75 modèle 1897 были хороши, но шасси оказалось не очень, а пушки BS (Blockhaus Schneider), которые ставились и на танки Шнейдер и на артиллерийские Renault FT BS были скорее орудиями непосредственной поддержки пехоты, чем полноценными полковыми системами. Военные заказали установку легендарной "75" на шасси Renault FT. Первой успела предложить САУ сама Рено.

Renault FT Chenilles 75mm Mle 1897/Гусеничное шасси Рено FT для 75-мм пушки обр 1897 года

Страна: Франция

Производитель: Société des Automobiles Renault

Год выпуска: 1918

Кол-во: 1 (прототип)

Экипаж: 4

Бронирование: 16 mm

Вооружение: Canon de 75 mm Modele 1897

Боевая масса: 6500 кг

Двигатель: Renault FS, 4 cyl 4,536 cm3, 35 л.с.

Максимальная скорость: 7,8 km/h

"Отец" танковых войск Франции - Père des Chars и главный движитель проекта танка Renault FT, впрочем как и первых французских танков, генерал Жан Батист Эжен Этьен (Jean Baptiste Eugène Estienne) считал, что главная задача танков - доставка в нужное время и в нужно время пушки. До войны и в первые её годы, пока автомобильный транспорт на заменил конную тягу на всех тыловых дорогах, перемещение артиллерийских орудий осуществлялось конной тягой со скоростью пешехода. К каждой батарее были приписано около сотни лошадей, которых нужно кормить, поить, беречь. Кроме своего просто наличия, так же какая-то часть солдат всегда отвлечена на их обслуживание. Единственный плюс - это максимально возможная проходимость.

Конная возка Canon de 75 mm Modele 1897
Конная возка Canon de 75 mm Modele 1897

Очень быстро военными была принята та простая идея, что использования автотранспорта для грузовых перевозок, не только существенно их ускоряет, но и высвобождает большой число рук, которым можно просто дать в эти самые руки винтовку и отправить в линейные части. Но с пушками так просто не получилось, изначально в конструкцию орудий, в том числе и в самую массовую, одну из лучших пушек первой четверти 20-го века, Canon de 75 mm Modele 1897 была их перевозка с использованиям лошадей. Ни подвеска, ни использованные материалы, ни сама конструкция пушки категорически не предусматривали возку со скоростью больше пешеходной, нельзя было просто прицепить пушку за грузовиком.

Canon de 75 mm Modele 1897 с передком
Canon de 75 mm Modele 1897 с передком

Если нельзя прицепить, то можно погрузить и такой способ действительно стал одним из самых массовых во французской армии. Артиллерийские части сразу комплектовались грузовиками, подготовленными для перевозки на себе 75-мм пушек, что, особенно учитывая использование полноприводных шасси типа Latil TAR, обеспечивало достаточную оперативную мобильность перевозимой артиллерии. Но этого было не достаточно, хотелось что бы полковые пушки присутствовали на поле боя.

Latil TAR c Canon de 75 mm Modele 1897 из частей возимой артиллерии, 1919 год
Latil TAR c Canon de 75 mm Modele 1897 из частей возимой артиллерии, 1919 год

Доставить пушку на поле боя в нужную точку для ведения огня прямой наводкой по выявленным целям можно было только одним способом - предоставив этой пушке гусеничной всепроходимое шасси. Первый французский танк Сен-Шамон (Char Saint-Chamond), один из двух первых, представлял собой гибридное бронированное шасси с установленным в бронекорпусе орудием - Canon de 75 mm Modele 1897. Машина получилась не самая удачная и повторять опыт по созданию сложного нового шасси было не очень нужно, особенно учитывая небольшую массу 75-мм орудия, которое вполне могло перевозится и на шасси Renault FT.

Canon de 75 mm Modele 1897 ведёт огонь на учениях
Canon de 75 mm Modele 1897 ведёт огонь на учениях

Canon de 75 mm Modele 1897/75-мм полевая пушка Mle 1897
Масса, кг 1140

Длина ствола 2,69 м L/36

Угол вертикальной наводки: -11° - +18°

Угол горизонтальной наводки 6°

Скорострельность: 15 выстрелов/мин

Начальная скорость: 529 м/с

Прицельная дальность: 6800 м шрапнель

Для крупнокалиберных систем французы разработали несколько шасси, в том числе оригинальных конструкций, о них в будущих публикациях, а для 75-мм решили просто адаптировать имеющееся решение. Первой свой вариант предоставила фирма Société des Automobiles Renault, имея на руках всю документацию на шасси, им быстро сделать было относительно не сложно. Но нельзя сказать, что конструктора Рено при этом сильно постарались. Предложенное решение было максимально простым для реализации.

Renault FT Chenilles 75mm Mle 1897 первый прототип от Рено на полигонных испытаниях
Renault FT Chenilles 75mm Mle 1897 первый прототип от Рено на полигонных испытаниях

Первый прототип 75-мм САУ был разработан на Société des Automobiles Renault и собран в августе 1918 года. Первые испытания САУ проходила на полигоне Рено. Изменения в ходовую танка не вносились и вопросов по ней быть не должно было, что и было показано на испытаниях на полигоне, САУ вполне спокойно справлялась со всеми препятствиями, особенно учитывая, что требования к проходимости по сравнению с танками были сниженные, никто не планировал применять САУ для непосредственной поддержки пехоты и танков.

Renault FT Chenilles 75mm Mle 1897 первый прототип от Рено, вид на водительское место
Renault FT Chenilles 75mm Mle 1897 первый прототип от Рено, вид на водительское место

Переделки бронекорпуса были минимальны, убрали полностью всё лобовое бронирование, открыв рабочее место водителя, что кстати даёт возможность увидеть органы управления и работу члена водителя, которая не отличалась от танковой напрямую на фотографиях. Когда прототип выдали на испытания спешили так, что даже не подумали, как будет себя чувствовать водитель, чьи руки и голова находятся в непосредственной близости от, хотя и медленно, но движущихся гусениц и элементов подвески. Нет информации был ли САУ в таком виде передан военным или все таки к середине сентября он был немного модернизирован.

Renault FT Chenilles 75mm Mle 1897 первый прототип от Рено, вид на водительское место на заводских испытаниях
Renault FT Chenilles 75mm Mle 1897 первый прототип от Рено, вид на водительское место на заводских испытаниях

Основное вооружение - пушка Canon de 75 mm Modele 1897 была установлена в цапфах на месте башни танка стволом назад. Слева и справа от пушки были установлены дополнительные ящики, которые параллельно служили защитой ствола и противооткатных приспособлений. Казённая часть пушки находилась непосредственно за водителем и над его головой. При таком расположении ствола изменились углы вертикальной наводки по сравнению с оригинальной пушкой на лафете до -4 ° до +24 ° и горизонтальной наводки 3° в обе стороны. В отличие от несамоходного орудия появилась возможность горизонтальной наводки доворотом корпуса, хотя это бы и не очень удобно, так как при ведении стрельбы водитель не мог находиться на своём месте из-за отката ствола.

Renault FT Chenilles 75mm Mle 1897 первый прототип от Рено
Renault FT Chenilles 75mm Mle 1897 первый прототип от Рено

Линию огня пушки постарались сделать как можно ниже, для обеспечения устойчивости установки при стрельбе, что впрочем и привело к уменьшению диапазона углов вертикальной наводки. Для обеспечения стрельбы на малых углах была снята верхняя бронированная защита двигателя. САУ в таком варианте можно рассматривать скорее как "демонстратор технологий" на котором можно проверить решения, но запускать в серию даже не планировалось.

Renault FT Chenilles 75mm Mle 1897 первый прототип вид на пушку
Renault FT Chenilles 75mm Mle 1897 первый прототип вид на пушку

Сразу бросающимся в глаза недостатком первого варианта прототипа САУ Renault FT Chenilles 75mm Mle 1897 было рабочее место водителя и невозможность перевозки расчёта орудия. Сейчас нет информации о том, когда были сделаны доработки САУ - еще на стадии заводских испытаний, или сразу после передачи военным, но войсковые испытания САУ проходила уже с установленной дополнительной защитой водителя, были смонтированы бронированные стенки вдоль гусениц и два сиденья над гусеницами для расчёта.

Renault FT Chenilles 75mm Mle 1897 модернизированный прототип от Рено
Renault FT Chenilles 75mm Mle 1897 модернизированный прототип от Рено

18 сентября 1918 САУ была передана Рено для официальных испытаний в Бурже. Небольшая доработка с установкой стенок кабины улучшила обитаемость не только для водителя, но и для расчёта при ведении стрельбы из пушки.

Renault FT Chenilles 75mm Mle 1897 модернизированный прототип, хорошо видны стеллажи для снарядов
Renault FT Chenilles 75mm Mle 1897 модернизированный прототип, хорошо видны стеллажи для снарядов

Хотя места было категорически мало. Не удалось так же выполнить условия по перевозке на САУ запаса снарядов в 150 выстрелов на полдня, за спиной водителя на месте бывшего боевого отделения удалось разместить стеллажи только на 40 снарядов, при этом оперировать с ними было не удобно из-за рычагов и педалей, которые убрать было невозможно.

Renault FT Chenilles 75mm Mle 1897 модернизированный прототип, водителю не стало сильно удобнее, зато стало безопаснее
Renault FT Chenilles 75mm Mle 1897 модернизированный прототип, водителю не стало сильно удобнее, зато стало безопаснее

Ведение огня из пушки так же требовала определенной сноровки от расчета, начиная с наводки в крайне стеснённых условиях между рычагами и сиденьями, заряжанием унитарными боеприпасами, которое осложнялось наличием пола и маленьким расстоянием при больших углах вертикального наведения, до самого выстрела, когда расчёт располагался прямо на гусеницах САУ.

Renault FT Chenilles 75mm Mle 1897 модернизированный прототип от Рено ведёт огонь.
Renault FT Chenilles 75mm Mle 1897 модернизированный прототип от Рено ведёт огонь.

Устранить заложенные в конструкцию изначально компоновочные решения и связанными с ними неудобства боевой работы был невозможно. Для соответствия установки требованиям военных по боезапасу на фирме Рено разработали и изготовили машины для доставки боеприпасов на том же шасси - Renault FT Chenilles porte munitions, которая могла обслуживать сразу несколько орудий.

Модели Renault FT Chenilles 75 Mle. 1897 Renault FT Chenilles porte munitions в 1:35 от https://panzerserra.blogspot.com/2022/06/renault-ft-17-chenilles-75mm-mle-mod.html?m=1
Модели Renault FT Chenilles 75 Mle. 1897 Renault FT Chenilles porte munitions в 1:35 от https://panzerserra.blogspot.com/2022/06/renault-ft-17-chenilles-75mm-mle-mod.html?m=1

В остальном требовалась коренная переработка конструкции САУ, а к тому времени видимо у Луи Рено не бело достаточных свободных рук, что бы довести идею до нормального уровня реализации, поэтому к проекту САУ отнеслись спустя рукава.

Renault FT Chenilles 75mm Mle 1897 модернизированный прототип, идеальный кадр
Renault FT Chenilles 75mm Mle 1897 модернизированный прототип, идеальный кадр

Как прототип для испытания общей концепции применения Renault FT Chenilles 75 Mle. 1897 вполне удался. Артиллерийская платформа получилась устойчивой, проходимость вне дорог и боевые возможности пушки сомнений не вызвали. Но как прототип для внедрения в серийное производство даже в условиях войны он не подходил, в основном из-за отвратительно эргономики.

Renault FT Chenilles 75mm Mle 1897 модернизированный прототип,
Renault FT Chenilles 75mm Mle 1897 модернизированный прототип,

Все работы по развитию САУ на шасси Renault FT были прекращены в связи с окончанием войны, совершенно неожиданным для союзников, но даже если бы этого не произошло именно Renault FT-17 Chenilles 75Mle -1897 развития не получила бы, к ноябрю была испытана гораздо более удачная, хотя и похожая система от артиллеристов -"Section Technique de l'Artillerie"- STA и такая же неудачная но по своему автомобилистов - "Section Technique Automobile de Vincennes" (STAV).

-18

Казалось бы, совмещение двух абсолютно удачных и проверенных в боевых условиях решений - лучшего танка войны и одной из лучших пушек войны должно было дать гарантированное положительное решение, но конструкторам Société des Automobiles Renault, которые были поставлены в крайне жёсткие условия по времени и объему переделок базового шасси удалось сделать малопригодную для военных машину. Хорошо, что не только Рено занималось этим проектом, было ещё два проекта, один из которых получился более удачным, рассказ о которых будет в других публикациях.

Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам

Почитать о других французских экспериментах и серийной продукции в области танкостроения и истории развития лучшего танка Первой мировой можно в других статьях на этом канале:

Источники:

Czolg lekki Renault FT (Wielki Leksykon Uzbrojenia Wrzesien 1939 Tom 5)

Коломиец М.В., Федосеев С.Л. «Танк №1 «Рено ФТ-17″. Первый, легендарный».

Семен Федосеев: Все танки Первой Мировой войны. Самая полная энциклопедия

Семен Федосеев: Легкий танк "Рено" FT. Ветеран двадцати армий и десяти войн

Francois Vauvillier - The encyklopedia of French tanks and Armoured vehicles 1914-1940, Histoire & Collections

https://shushpanzer-ru.livejournal.com/1729902.html https://amp.topwar.ru/179725-esche-raz-o-tanke-reno-ft-17.html http://www.landships.info/landships/tank_articles/Renault_SPGs.html http://icvi.at.ua/forum/522

https://panzerserra.blogspot.com/2022/06/renault-ft-17-chenilles-75mm-mle-mod.html?m=1

https://panzerserra.blogspot.com/2022/06/renault-ft-chenilles-porte-munitions.html

http://wardrawings.be/WW1/Files/1-Vehicles/Allies/France/1-Tanks/Renault-75-Chenilles.htm#STA