Найти тему
Remont1969

Первый танк современного типа. Часть 12. Renault FT Bigue. 1919 Легкий БРЭМ для лёгких танков

В 1919 году в штаты французских танковых полков были введены БРЭМ на шасси стандартных танков Renault FT. Как они выглядели будет рассказано в этой публикации.

Все материалы канала можно найти, перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам

Танки и боевая техника выходят из строя не там где есть ремонтные мастерские, а обычно там, куда добраться дальше всего. Единственным ремонтным средством которое может доехать туда, где сломался танка - это другой танк с ремонтными принадлежностями. Так родились БРЭМ - бронированные ремонтно-эвакуационные машины на танковом шасси. Первыми были британцы, оснастившие в помощь своим китайским рабочим из Китайского рабочего корпуса (Chinese labour corp, CLC) в 1917-м крановой стрелой тяжелый танк типа Mark. Французы, подсмотрев удобство такого относительно простого решения, которым начали пользоваться на ремонтной базе британского танкового корпуса в Тенюре, в 1919-м году повторили решение на шасси своего лёгкого танка Renault FT.

Рабочие Китайского рабочего корпуса (Chinese labour corp, CLC) снимают или ставят редуктор у танка на ремонтной базе в Тенюре
Рабочие Китайского рабочего корпуса (Chinese labour corp, CLC) снимают или ставят редуктор у танка на ремонтной базе в Тенюре

Char Bigue Renault FT/Танк Рено FT с крановым приспособлением

Страна: Франция

Производитель: Société des Automobiles Renault/Automobiles M. Berliet SA, Vénissieux, SOMUA (Société d'Outillage Mécanique et d'Usinage d'Artillerie), Saint-Ouen/Société Anonyme des Automobiles Delaunay-Belleville, Saint-Denis

Год выпуска: 1918

Кол-во: ? (примерно из всего 4516)

Экипаж: 2

Размеры: 4,6х1,74х2,14 без стрелы.

Длина стрелы: 3,6 метра

Боевая масса: 6 500 кг (пулемётный) без стрелы

Бронирование : 16 mm/башня 22 mm

Вооружение: Mitrailleuse Hotchkiss modèle 1914

Двигатель: Renault FS, 4 cyl 4,480 cm3, 35 л.с.

Максимальная скорость: 7,5 km/h

Гусеницы ширина: 340 мм

Геометрическая проходимость: высота стенки: 0,6 м/глубина брода: 0,7 м/ширина траншеи 1,35 м

Главной транспортной проблемой танков является не просто то, что они на самой деле тяжёлые куски железа, а то, что они самые тяжёлые куски железа из всех стандартных армейских транспортных средств. Для того, чтобы провести ремонт нужно иметь специальный тягач или кран, который будет иметь на крюке достаточное усилие, что бы сдвинуть танк, массу, что бы установленная стрела могла поднять тяжёлый двигатель или башню танка, и проходимость, что бы доехать до того места, где танк сломался или был подбит. Главной неприятностью потери поля боя является именно то, что все подбитые танки или машины армия тогда действительно теряет. А вот если поле боя остаётся за тобой часто оказывается, что большую часть боевой техники после ремонта в полковых мастерских или даже на заводе изготовителе можно снова ввести в бой. И по этому тоже в статистике каких-нибуть немецких танковых асов, забывая про пропаганду и приписки, может быть за длительное время подбито больше танков, чем их было вообще за это время у противника.

Танк Char Bigue Renault FT снимает двигатель у танковоза Renault FU. Середина 20-х. Где-то в Марокко. Иллюстрация из Francois Vauvillier - The encyklopedia of French tanks and Armoured vehicles 1914-1940, Histoire & Collection
Танк Char Bigue Renault FT снимает двигатель у танковоза Renault FU. Середина 20-х. Где-то в Марокко. Иллюстрация из Francois Vauvillier - The encyklopedia of French tanks and Armoured vehicles 1914-1940, Histoire & Collection

Для решения столь разнообразных задач можно создавать специальные тягачи и специальные краны, но всем условиям удовлетворяет инженерная машина на базе самого танка - она может другой танк тянуть, он тяжёлый и он вездеходный. Французы оснастили танк А-образной стрелой, которая крепилась к корпусу за передними колесами за приваренные уголки, а удерживающие тросы крепились за кормовую часть бронекорпуса. Непосредственно за подъем отвечала ручная таль с грузоподъемностью достаточной для демонтажа двигателя или башни в сборе. На башне танков-кранов приваривался крюк, который служил направляющим для троса, поддерживающего стрелу. Большим плюсом было то, что даже имея приспособления для установки стрелы танк не терял своих боевых качеств и мог использоваться по прямому назначению - как пулемётный.

Использование танкового крана в мастерских 1-го танкового полка летом 1920 года в ходе Советско-Польской войны. Лодзь Польша.
Использование танкового крана в мастерских 1-го танкового полка летом 1920 года в ходе Советско-Польской войны. Лодзь Польша.

Первые танки-краны отмечены в 1919 году, когда французы стали разбираться с тем, что же у них есть. Так как в ходе войны упор делался на максимально быстрое создание создание танковых батальонов, остальным службам уделялось остаточное внимание. А может быть генерал Этьен и не предполагал, что танки нужно будет ремонтировать в ходе наступления по "Плану 1919". Наиболее правильная рассчитанная победа, это когда армия потеряв последний танк и выстрелив последний патрон поднимает флан над столицей противника, в любом другом случае всё, что пережило войну - лишние расходы, которые можно было потратить на что-то более полезное. Но мирное время живет по другим условиям и танки, как и любая другая техника требуют ремонта. Сколько танков было оснащено крановыми стрелами неизвестно, но скорее всего минимум одна машина на полк так была оснащена.

-4

После окончания Великой войны танки Renault FT расползлись по миру, сами французы отправили их в Левант и Марокко, партии закупили небольшие государства. Самый большой парк танков оказался в Польше. Неожиданностью оказалось, что ждя ремонта не стало условий не только в поле, но и на ремонтных базах, не имевших в Сирии, Марокко или Варшаве никаких кранов в парках. БРЭМ на шасси танков стали использовать не только для оперативного восстановления машин на учениях или в бою, но и непосредственно на месте расквартирования частей для плановых и предупредительных ремонтов.

https://panzerserra.blogspot.com/2017/05/renault-ft-17-char-mitrailleuse-with.html
https://panzerserra.blogspot.com/2017/05/renault-ft-17-char-mitrailleuse-with.html

Схема использованная для создания БРЭМ на шасси Renault FT практически в неизменном виде применяется до сих пор. Сами БРЭМы на танковых шасси уже получили гораздо более мощные гидравлические краны и большое число дополнительных приспособлений для работы, а вот более легкие многочисленные средства на колесных шасси - ПАРМ-1, МТО-АТ, МТО-БТ, МРМ, МРС-БТ и прочие, прочие, прочие используют А-образные стрелы, крепящиеся на бампер и только таль чаще всего механическая.

https://www.wardrawings.be/WW2/Files/1-Vehicles/Allies/4-France/07-Others/Renault-FT/Renault-FT-Bigue.htm
https://www.wardrawings.be/WW2/Files/1-Vehicles/Allies/4-France/07-Others/Renault-FT/Renault-FT-Bigue.htm

За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал - Технопутешествия. Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена.

Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо:

в телеграмканале https://t.me/technomonuments и в VK - https://vk.com/remont1969
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам

Почитать о других французских экспериментах в области танкостроения и истории развития лучшего танка Первой мировой можно в других статьях на этом канале:

Источники:

Коломиец М.В., Федосеев С.Л. «Танк №1 «Рено ФТ-17″. Первый, легендарный».

Семен Федосеев: Все танки Первой Мировой войны. Самая полная энциклопедия

Семен Федосеев: Легкий танк "Рено" FT. Ветеран двадцати армий и десяти войн

Tim Gale. French Tanks of the Great War: Development, Tactics and Operations/ Pen and Sword Military (August 5, 2016). ISBN-13 ‏: 978-1473823501

Francois Vauvillier - The encyklopedia of French tanks and Armoured vehicles 1914-1940, Histoire & Collections

https://www.wardrawings.be/WW2/Files/1-Vehicles/Allies/4-France/07-Others/Renault-FT/Renault-FT-Bigue.htm

https://panzerserra.blogspot.com/2017/05/renault-ft-17-char-mitrailleuse-with.html