Найти в Дзене
Мистер Грин

Почему Джон Уик – идеальный самурай. Разбор 4-й части знаменитой экшен-франшизы

"Джон Уик" был написан не столько как фильм, сколько как любовное письмо тому, что мы любим в кино, тому, что мы любим в жизни. Я люблю классическую литературу, Данте, латынь. Я люблю языки, музеи. Я люблю собак. Я люблю автомобили. Я люблю боевые искусства. Я люблю Серджио Леоне. Джеки Чана, Джета Ли, Донни Йена. Корейское кино, спагетти-вестерны, "Французского связного", самураев. Все это есть в фильме. "Джон Уик" – это не какой-то сценарий, который нам с Киану дали. Мы написали его с нуля, он начался на салфетке, мы спросили друг друга: "Что ты любишь?"

Чад Стахелски в интервью Deadline

Кто бы мог подумать в далеком 2014-м, что из совершенно идиотской на первый взгляд идеи об убийстве отставным киллером 86 человек в отместку за смерть щенка вырастет одна из лучших (если не самая лучшая) экшен-франшиза из когда-либо существовавших. Даже сами авторы, за плечами которых на тот момент не было режиссерского опыта, представляя свой первый проект продюсерам, ожидали, что те лишь покрутят пальцем у виска. Но, к счастью, этого не случилось. Остальное, как говорится, уже история.

Примечательно, что первая версия сценария была очень приземленной и насчитывала всего 3-4 убийства за весь фильм. Но Чаду Стахелски и Дэвиду Литчу это показалось слишком скучно, и они превратили историю о мести бывшего наемного убийцы в нечто гораздо более увлекательное, грандиозное и объемное. «Джон Уик» – это современный миф, собранный из разрозненных элементов всего того, что приносит его авторам удовольствие, и рассказанный посредством киноязыка (кто-то даже называет заключительный фильм экшен-мюзиклом). В нем Джон – это бог смерти (Баба Яга), а Харон – проводник в подземное царство, скрытое от глаз смертных. Поэтому если кому-то захочется поругать фильм за его нереалистичность, вспомните о другом великом мифе, созданном Джорджем Миллером – «Безумном Максе». Глядя на настоящие погони на настоящих автомобилях по настоящей пустыне разве вам хочется думать о том, что V8 и огнеметы – мягко говоря, не лучший выбор для постапокалиптического мира, где в дефиците абсолютно всё? Если да, то мне вас искренне жаль.

Последствия

Джон Уик 4 / John Wick: Chapter 4 (2023)
Джон Уик 4 / John Wick: Chapter 4 (2023)
Когда для выбора есть два пути, выбирай тот, который ведёт к смерти.

«Хагакурэ. Сокрытое в листве»

Осторожно, далее в тексте спойлеры!

Но несмотря на весь этот сверхъестественный фундамент, заставляющий зрителя поверить в неуязвимость главного героя, перед нами все же мир людей, поэтому заключительная часть «Джона Уика» начинается со смерти Харона. И это событие задает тон всему последующему повествованию, придает ему немаловажный контекст (усиленный мета – смертью актера Лэнса Реддика незадолго до премьеры). Ведь «Джон Уик 4» – это в значительной степени кино о дружбе и товариществе (Лэнс был одним из первых опытных актеров, кто поддержал идеи Стахелски и Литча и продолжал это делать до самого конца). Так, многие из вас, наверняка, задумывались о том, откуда у Джона, этого скупого на слова киллера, так много друзей. И ответ на этот вопрос мы находим во взаимоотношениях между Джоном и безымянным охотником за головами, называющим себя Никто.

Сцена, где Джон спасает собаку охотника, не просто замыкает круг личной трагедии главного героя, но и демонстрирует твердую приверженность Уика определенному кодексу. Собственно, кодексы, правила, традиции и профессиональная этика всегда были немаловажной частью мира «Джона Уика». В реальности схожим отношением к жизни и своей профессии славились самураи, чья жизненная философия была изложена в знаменитом труде «Хагакурэ» (изначально Стахелски хотел использовать название трактата в заголовке к четвертому фильму). Поэтому Джон – в каком-то смысле идеальный самурай, что не может не вызывать уважение со стороны его коллег.

Помимо прочего многочисленные друзья Джона добавляют ему, безжалостному убийце, человечности, а тот факт, что их общая история всегда остается за кадром, только поддерживает мифологический образ главного героя. При этом выполняется одно из главных правил хорошего кино – не рассказывай, а показывай. В этом контексте длинные экшен сцены (сцены действия) органично вписываются в полотно фильма.

Но среди главных достоинств заключительного «Джона Уика» все же то, что это фильм о последствиях. Они настигают его героев даже после титров. Нельзя убить сотни человек из-за щенка и выйти сухим из воды. И тут текст «Хагакурэ» подсказал Стахелски единственно правильную концовку, удивительным образом срезонировавшую со зрителями во время тестовых просмотров. Что позволило Стахелски и Киану пойти против воли продюсеров. Не зря же говорят, что хорошая смерть может быть только после хорошей жизни.

***

Дорогие читатели, если Вы хотите, чтобы эту публикацию увидело больше людей, поставьте ей лайк. А также не забудьте подписаться на канал или читайте меня в Телеграме. Спасибо!