Найти в Дзене

От Возрождения к Барокко: как Караваджо повлиял на художественный вкус Италии и всего мира

Оглавление

Здравствуйте, мои дорогие подписчики! Я знаю, что прошло много времени с моей последней статьи, но я снова здесь и готова делиться с вами новыми сериями о живописи и самых ярких художниках мира.

Серия 20: искусство Караваджо

Мы находимся на рубеже XVI и XVII веков в Италии, в переломном периоде истории живописи: от Позднего Возрождения к эпохе Барокко. Когда живопись начала энергично ветвиться на отдельные потоки, никак не согласованные между собой, а, скорее наоборот даже, противоречивые друг другу и враждующие. И тут перед нами возникает гигантская, спорная и очень яркая личность одного из самых известных и скандальных художников своего времени Микеланджело Меризи да Караваджо.

Микеланджело Меризи да Караваджо
Микеланджело Меризи да Караваджо

Эта сложность в искусстве живописи начала возникать уже в конце XVI века, и поэтому Караваджо не является отцом барокко, хотя и сыграл огромную роль в его формировании. Он отец мощнейшего направления живописи XVII столетия — караваджизма.

Имя будущему художнику было дано в честь небольшого городка на севере Италии, где он родился. Предполагается, что это произошло 29 сентября 1571 года. До пяти лет Микеланджело жил в Милане, но эпидемия чумы, которая началась в 1576 году, вынудила его семью уехать в Караваджо. Переезд спас жизнь всем членам семьи, кроме отца. Он умер в октябре 1577 года, а в 1590 году внезапно умерла мать.

В 1584 Микеланджело поступил учеником к живописцу Симоне Петерцано и к своим пятнадцати годам уже мог работать самостоятельно. Наследство родителей обеспечило Караваджо несколько лет благополучной творческой жизни: он покинул родной город и вскоре отправился в Рим. Караваджо нашел подработку у художника Джузеппе Чезари д'Арпино, который к тому же занимался перепродажей картин молодых живописцев.

Середина 1590-х годов стала поворотным моментом в жизни Караваджо он оказывается под покровительством кардинала Дель Монте. Легенда гласит, что дружба с кардиналом началась, когда тот увидел в лавке картину Караваджо, написанную в духе этих юношей:

Юноша с корзиной фруктов. Около 1593
Юноша с корзиной фруктов. Около 1593
Юноша, чистящий фрукт. 1593
Юноша, чистящий фрукт. 1593
Юноша, укушенный ящерицей. Около 1593
Юноша, укушенный ящерицей. Около 1593

По этим ранним работам Караваджо мы видим, насколько он мастерски владеет кистью, умеет передавать материальность предметов мясистых плодов и листьев, цветка в стеклянном сосуде... Ему всегда удается это делать исключительно хорошо. Натюрморт Караваджо «Корзина с фруктами» демонстрирует его замечательное мастерство передачи вещей. Рассмотрите эту прекрасную работу во всех деталях:

Следующую картину можно отнести тоже к этой серии, но сюжет здесь уже "переведен в другой регистр" это «Вакх»:

Вакх. Около 1596
Вакх. Около 1596

Конечно, это просто итальянский молодой человек, очаровательный и томный, с бокалом вина и плодами. Картина написана с модели, это совершенно очевидно. Караваджо не приукрашивает своего персонажа, он сам по себе был хорош это реальный юноша, написанный таким, какой он есть, о чем свидетельствуют загорелое лицо и кисти рук. Караваджо, как мы бы сказали сегодня, является последовательным реалистом в этих вещах.

Картина «Гадалка» представляет собой уже чистый бытовой жанр без всякого прикрытия, будь то мифологический или христианский сюжет просто уличная сцена как таковая.

Гадалка. 1594
Гадалка. 1594

Гадалка и молодой человек, которому она предсказывает будущее. Этот сюжет гадания почему-то стал невероятно популярным, и мы увидим ещё несколько гадалок у других мастеров в будущем.

Ещё одна сцена из жизни, достаточно типичная для Италии того времени картежная игра:

Шулеры. 1594
Шулеры. 1594

Мы видим молодых мужчин во время игры в карты: с одной стороны стола состоятельный юноша, с другой — игрок, которому художник придал гораздо более плутовской вид. Спина вытянута, лицо выброшено вперед, поза подчеркивает его напряжение и желание обмануть сидящего напротив он явный шулер. Бедолага смотрит в свои карты и, по-видимому, больше ничего не замечает, а за его спиной стоит ещё один шулер и тоже смотрит в его карты, подавая условные знаки напарнику. Всё это очень живо в типичном стиле Караваджо.

Караваджо редко менял моделей и часто писал разные сцены с одними и теми же персонажами. Это были его постоянные модели-натурщики. Скандал разыгрался тогда, когда весь Рим узнал, что он писал свои Мадонны с уличных красавиц с площади Навона. Богородица, написанная со жрицы любви, вызвала шок у некоторых людей. И хотя слава Караваджо росла, но далеко не все воспринимали творчество мастера с однозначным одобрением. Об этом и о том, как быстро и мощно стал развиваться караваджизм мы поговорим с вами в следующей серии. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.

19 серия Тинторетто — художник, который создал собственную выразительность⬅️|➡️21 серия Без прикрас: как Караваджо отразил темные стороны жизни в своих произведениях