Найти тему
Зелёная Точка Старта

Почему дешевеют электромобили? Как на это влияет снижение цен на литий?

Электромобили дешевеют, и уже практически сравнялись по цене со своими бензиновыми одноклассниками. И притом, что электромобиль, в принципе, несмотря на всю свою современную технологичность, проще по механике, есть то, что по-прежнему определяет значительную часть цены готового авто – тяговый литиевый аккумулятор.

Цены на электромобили и литий идут вниз
Цены на электромобили и литий идут вниз

Сейчас в цене готового электромобиля тяговый литиевый аккумулятор может составлять от 1/5 до 1/3 от финальной стоимости, в зависимости от ёмкости аккумулятора, его химии, вариантов внутренней системы терморегулирования, и ещё множества факторов. И некоторое время, а именно примерно с начала декабря 2020 года по середину ноября 2022 года шёл неуклонный рост цены на литий, а параллельным курсом шёл сумасшедший рост спроса на электромобили, притом, что продажи ДВС авто по всем рынкам и бренда показывал спад. Согласно китайской статистике, в 2022 году продажи ДВС авто снизились на 13%, а электромобили выросли на 74%, но больший рост показали подключаемые гибриды - 161%. Только полностью аккумуляторных авто в Китае в 2022 году было продано ~6 млн. штук.

Немаловажным фактором роста уровня продаж электрокаров стали различного рода бонусы от государства, и «ценовые войны» производителей.

«Ценовую войну» в Китае начала Tesla в декабре прошлого года, что вызвало даже возмущение у тех покупателей Tesla, которые купили их электрокары ещё по предыдущей, высокой цене. К игре на понижение присоединились Dongfeng Motor Group Co., FAW Group Co., BYD Co., Nio Inc., Toyota Motor Corp., Ford Motor Co., СП с европейскими и американскими автопроизводителями. Снижение цен на легковые электрические авто, в пересчёте на рубли, по разным бренда и моделям было в размере от 400 000 руб до 1 млн.! Конечно, эта «ценовая война» не касается авто бюджетного класса, где цены, итак, более чем низкие, и в категории до 1 млн. руб можно найти с десяток электрокаров.

Вернёмся к причинам снижения цен. Надо понимать, что причинами снижений цен на электромобили в Китае является не только борьба за рынок, где демпинговые инструменты обычное дело, но тут есть и фундаментальные основания, и именно в аккумуляторной сфере.

Сейчас, уже на протяжении примерно 4-5 месяцев мы наблюдаем следующие тенденции. С ноября 2022 года по сегодняшний день цены на карбонат лития упали с отметки ~502000 ¥ за тонну до 226000 ¥ за тонну, на конец марта. И параллельным курсом идёт рост спроса и производства электромобилей, с понижением их розничной цены.

Казалось бы, с чего бы падать ценам на литий? Всего за 2 года, с 2020 года, рынок отмечал 10-кратный рост спроса на карбонат лития - c ~3 миллиардов долларов в 2020 году до 35 миллиардов долларов в 2022 году по спотовым ценам.

цены на литий в Китае
цены на литий в Китае

И вот тут мы подходим к одному из главных ответов на поставленный в заголовке вопрос. И ответ это, на самом деле, был очевиден, если ретроспективно просмотреть предыдущие наши материалы по литию, и по аккумуляторным технологиям. На первоначальной волне роста спроса на электромобили, производители аккумуляторов и автомобилей имели дело с теми запасами лития, что были разведаны и разрабатывались уже несколько лет, если не десятилетий. Также в первых поколениях электромобилей мы имели дело с литий-ионными аккумуляторными элементами практически первого поколения.

Одна рост спроса на электромобили заставил возобновить геологоразведку по литию, и одновременно начали разрабатываться новые виды аккумуляторных элементов с малым содержанием лития, кобальта, других дорогостоящих материалов.

И сейчас мировая электромобильная промышленность уже имеет дело с аккумуляторами, где значительно снижена доля лития, связующими элементами стали кремний и графен, из аккумуляторов исчезает кобальт. И также разрабатываются новые элементы на основе натрия. Кстати, цены на кобальт также идут на понижение.

снижается цена и на кобальт
снижается цена и на кобальт

Что касается геологоразведки, то напомню, что «литиевый клуб» скоро войдут Сербия, Иран, Афганистан, Индия, Мексика, несколько африканских стран, и конечно Россия, где начинается промышленная разработка литиевых месторождений.

То есть в итоге мы получаем снижение потребности в литии на единицу аккумуляторной продукции, при этом имеем рост объёма его предложения на рынке. По данным аналитиков таких структур как Bank of America (BofA), JPMorgan Chase и Morgan Stanley, и Bloomberg, только в 2023 году рост объёмов добычи лития составит от 22 до 42%.

«Предложение по литию растёт быстрее, чем на него растут потребности у производителе».

И предложение будет только расти. При этом часть аккумуляторной продукции, особенно в классе бюджетных электромобилей, будет в ближайшие годы удовлетворяться элементами на основе натрия.
Уже сейчас, к примеру, CATL, занимающий ~37% доли мирового рынка, предлагает своим контрагентам скидку на свою продукцию в размере 7%.

Эксперты прогнозируют дальнейшее падение цен на литиевое сырьё, что через «пару шагов» приведёт к ещё одной волне снижения цен на электромобили.

Конечно, цены на электромобили складываются не из одних лития или кобальта. Можно ещё посмотреть цены на медь – важнейшего элемента для производства электромоторов, проводки, и множества других элементов в автомобиле. Цена на медь, по сравнению с максимумом годичной давности, также имеет некоторую тенденцию к откату.

цены на медь стабилизировались
цены на медь стабилизировались

Электромобилизация дала толчок к разработке новых энергоэффективных технологий, которые способствуют снижению доли дорогих и редких металлов, при увеличении доли дешёвых и распространённых элементов. И даже, учитывая прогнозы, что спрос на литий к 2050 году вырастет в 42 раза, к этому времени на литиевый рынок выдут новые игроки с огромными объёмами сырья, при этом уже во всех странах, где сейчас развивается электромобилизация, будет работать «экономика замкнутого цикла», где в процессе рециклинга практически 100-процентные объёмы сырья будут возвращаться в производство, после переработки выработавших свой ресурс аккумуляторов.

В итоге цены на электромобили будут сопоставимы с ценами на сегодняшние ДВС авто, конечно с учётом среднемирового уровня инфляции.

Это благоприятный вариант прогноза. Неблагоприятный, это когда человечеству будет уже не до электромобилей, и не до покорения Марса.

___________________________

Уважаемые читатели, следите за нашими новостями в Дзене, не забывая кликнуть кнопку "Подписаться".

Также можете подписаться и на наш Телеграм-канали делиться ссылками на наши новые материалы со своими друзьями в мессенджерах. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты.

Ваше участие нам очень важно!