Найти в Дзене
Нескучная логопедия

Речь ребёнка 2,5 года норма или нарушение. Альбом для развития речи малыша. Советы логопеда и ответы на вопросы читательницы

Оглавление

Речевое развитие наших малышей всегда вызывает беспокойство у ответственных и любящих родителей. Вот и сегодня за консультацией обратилась Марина. Думаю, что многим из вас наш разговор окажется интересным.

Добрый день, дорогие друзья. Спасибо, что заглянули на канал: "НЕСКУЧНАЯ ЛОГОПЕДИЯ". Жду от вас комментарии по этой теме и ваши дополнительные вопросы.
Банковская карта для поддержки канала:
639002269020174151 (Сбербанк)
P.s. Дорогие мои, СПАСИБО ОГРОМНОЕ всем, кто поддерживает мой канал. Дай Бог здоровья каждому из вас!
Личный архив
Личный архив

Письмо с вопросами мамы (Марина В.)

Нескучная логопедия, а если ребенок в 2 с половиной года говорит предложениями из нескольких слов (2-3-4), но много слов из первого слога (ма - манная) или из середины (гра - играть). Сейчас стали 2 недели заниматься в игровой форме с логопедом над тем, чтобы произносить слова по альбому Батяевой: кот, пес, Коля, Лиза, иди, беги, синий, красный. Это получается. И Стараемся добавлять ещё слово, чтобы фраза была из двух слов полностью! А была фраза из нескольких слов по слогу.

Например: "Мама иди." То есть задача не только повторить 2 слова полностью, но и автоматизировать это.

Пока повторяет только в игре по просьбе, самостоятельно в речи нет. А как начнёт, хотим в перспективе добавить третье слово на занятиях и это тоже автоматизировать.

Вопросы:

  1. Если сейчас или в 3 года мы пойдём к неврологу перед садиком, есть основания для выставления диагноза?
  2. Правильно ли мы занимаемся?
  3. Почему такая сложность в речи ребенка? То есть фраза есть, но слова по первому или из середины слогу? Это нарушение онтогенеза речи? Или проходит все стадии развития, но эти стадии больше по времени, чем надо? Или это нормально? Почему некоторые дети сами начинают говорить, а некоторые нет?
  4. Очень переживаю, что мы можем потерять время. Сейчас наш логопед уволился, не знаем, как новый найдёт подход и есть ли опыт работы с такими маленькими детьми? На первом занятии пока не очень успешно получилось разговорить. Как долго тренироваться, чтобы она сама сказала фразой с полными словами?
  5. Вообще надо просить повторить, чтобы ребенок понимал, что слова должны быть из всех слогов? А то прочитала, что это не диалог, когда я прошу повторять. А речь развивается в Диалоге. Диалоги у нас есть, но надо поправлять чтобы полное слово было порой.
  6. Это задержка развития речи на каком-то этапе онтогенеза или норма?
  7. В каком направлении лучше двигаться? Видно, что хочет говорить хорошо целыми словами в предложениях.

Добавлю:

  • без подгузников вообще всегда;
  • мелкая и крупная моторика развиты;
  • цвета знает;
  • цифры некоторые, сейчас еще учим;
  • вот сегодня научилась говорить слово "САМА" (то есть раньше я просила повторить и радовалась. Она повторяла: «Я сама».
Ребенок старается повторить всё, что встречается в разговоре, но не полностью, а слогом или частью слова. Недавно я стала спрашивать, как правильно сказать, тогда она отвечает полностью «СИНИЙ», например.

Ответ логопеда

Начну с конца (вопрос 7).

Вы двигаетесь в правильном направлении. Всё, что вы описали говорит о грамотном подходе с вашей стороны!

Вопросы 6 и 1.

Нет, это не задержка и на этом этапе не нарушение. В три года ребёнку выставляют речевой диагноз ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ 1 уровня если у него:

  • НЕТ фразовой речи;
  • в речи отдельные слова, звукоподражания, жесты.
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ 1 уровня – это крайне низкая степень речевого развития, характеризующаяся практически полной несформированностью вербальных средств коммуникации. Типичные признаки – резко ограниченный словарь, состоящий из звукокомплексов и аморфных слов, отсутствие фразы, ситуативное понимание речи, неразвитость грамматических навыков, дефекты звукопроизношения и фонематического восприятия.

В вашем случае вы описываете не ситуативное, а хорошее понимание речи, достаточно большой (для этого возраста) словарный запас (как пассивный, так и активный) и даже наличие фразовой речи. Таким образом речь вашей малышки развивается в соответствии с возрастными нормами.

Грамматические ошибки, нарушение слоговой структуры и нарушение звукопроизношения пока не являются поводом для зачисления ребёнка в логопедическую группу.

Вопрос 2 и 5.

Да, вы всё правильно делаете. Именно поэтому речь вашего ребенка и не отстаёт в развитии. Нужно ли просить повторить? Именно так ребёнок и понимает, что что-то произнёс неверно и у него начинает вырабатываться самоконтроль за речью. Ведь когда вы просите повторить, то даёте образец правильного произнесения слога. При этом желательно его ещё и прохлопать по слогам, чтобы ребёнок понимал, что в слове не одна, а две части или три.

Диалог обязательно должен присутствовать вы правы. Всё нужно оречевлять. Гуляете, значит обсуждайте какая погода, какой мимо автобус проехал и т.д. Готовите, расскажите почему перед тем как разбить яйцо вы его помыли и т.д.

Вы большая молодец, что беседуете с ребёнком. Но, диалог не единственный способ развития речи и формирования звукослогового анализа слова у ребёнка. Поэтому и такая форма работы как: повтори правильно, давай скажем вместе - тоже должна быть.

Альбом ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (Батяева С.В., Савостьянова Е.В.)

Замечательное пособие для малышей. Пособий, подобных ему, много, но разберем его. Во первых (что немаловажно) оно ориентировано именно на вас: РОДИТЕЛЕЙ. И его цель не коррекция нарушенной речи, а именно правильное формирование речи. Поэтому авторы рекомендуют использовать его уже начиная с возраста 1 год 7 месяцев. А вот если по той или иной причине речь ребёнка задержалась в развитии, тогда это пособие можно использовать для запуска и коррекции у детей более старшего возраста (но в этом случае под руководством логопеда).

Как вы видите в описании, что это пособие развивает ребёнка комплексно. То есть направлено не только на развитие и коррекцию речи, а:

  • предназначен для развития слуховой памяти;
  • для развития фонематического восприятия;
  • для развития связной речи
  • для формирования лексико-грамматических представлений.
Личный архив
Личный архив

Начинается альбом с развития понимания речи. Причем развивает не только предметный, но и глагольный словарь.

Личный архив
Личный архив

Есть задания по обогащению словаря ребёнка по темам.

Личный архив
Личный архив

Очень важно, что уделено внимание развитию общей, мелкой, артикуляционной моторики и воздушной струи.

Личный архив
Личный архив

Много заданий по слоговой структуре слова и развитию фразовой речи.

Личный архив
Личный архив

И конечно авторы не забыли про развитие связной речи.

Личный архив
Личный архив

Это далеко не все задания, которые есть в данном пособии. Я могу его смело рекомендовать для вас, дорогие родители. Вы справитесь даже без помощи специалиста. Главное помнить, что ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Поэтому всё должно проводиться в игровой, увлекательной форме. Пе забывайте, что занятие в этом возрасте по длительности 5-10 минут (в зависимости от возраста и усидчивости вашего малыша).

Вопрос 4

Вот мы с вами плавно и подошли к 4-му вопросу. Вы правы заниматься нужно всегда, прямо с рождения ребёнка. Просто в каждом возрасте разные занятия.

Сразу отвечу на возможный вопрос: "Как с рождения?" А вот так:

Как вы поняли из моего описания этого пособия, то вы вполне можете это всё делать и сами. Но иногда ребёнок лучше реагирует на педагога, не спорю. Нам занятия систематизированы и целенаправленны.

Смущает то, что новый специалист не нашёл общий язык с ребёнком. Нет, цель не разговорить, а именно установить контакт, не забывая, что ведущий вид деятельности ребёнка - это игра. Возможно у этого специалиста, как вы правильно заметили нет опыта работы именно с малышами. Тогда пользы от таких занятий может не быть. Дай бог, если вы не отобьёте у ребёнка желания заниматься подобным делом.

Сейчас у вас неплохая динамика, попробуйте просто дома продолжать общение и занятия в прежнем стиле.

Вопрос 3

Ну и последний вопрос. Хотя частично я на него уже ответила. У вас нет нарушений. Почему все дети разные?

Да потому, что все люди разные, все птицы разные. Нет в природе даже двух одинаковых цветочков. Даже если вы посадите в одну землю одновременно 10 семян, будете растить их в одной комнате, с одной подсветкой и поливать одинаково, всё равно они будут все разные и зацветут в разное время.

Эти дети развиваются в разных условиях, у них по разному протекал внутриутробный период и роды. Много факторов, которые влияют на речевое развитие, поэтому никогда не сравнивайте своего ребёнка с соседским. Главное, чтобы в развитии вашего ребенка была положительная динамика. Значит вы идёте в правильном направлении.

А вот если развитие речи остановится - это повод бить во все колокола.

Дорогие друзья, спасибо, что дочитали статью до конца. Другие мои консультации вы можете найти в специальной подборке:

Ответы логопеда на вопросы родителей

От души желаю вашим деткам здоровья. Пусть они растут умными и развитыми. Надеюсь, что моя статья поможет вам в этом. 😊🙏

Дорогие читатели, буду рада прочитать в комментариях, как развиваются ваши дети. Делитесь своими успехами и задавайте свои вопросы.

Пожалуйста поддержите статью лайком 👍. Вам это сделать не трудно, а я так буду знать что нужна вам 🙏!
Поделитесь этой статьей в соцсетях. 🙏

Кто ещё не с нами, подписывайтесь на канал НЕСКУЧНАЯ ЛОГОПЕДИЯ 🌞🙏😍