Заменой стоковых воздухозаборников печки для своего Land Rover Defender я задумался с самого первого дня владения.
Для начала возникает резонный вопрос, а для чего вам всё это надо, ведь конструктора должны были всё предусмотреть. Ан нет, машина эксплуатируется в самых различных климатических условиях. Например для военной версии была предусмотрена накладка, закрывающая верхние отверстия с забором воздуха с боковой части крыла. Я считаю этот вариант неправильным потому, что при движении по пыльным грунтовкам воздух в печку будет засасываться прямо из под колеса. Но не смотря на это, такой вариант получил наибольшее распространение среди владельцев английских внедорожников. Мне больше всего понравилась версия HI-FORCE KBX5101. Её удачно скопировали китайцы и продавали парами на обе стороны. Я про них подробнейшим образом уже рассказывал в статье Воздухозаборники HI-FORCE KBX510.
Проездил на них почти два года, претензий по функционалу не было, а вот глаз не радовал их блеск и хлипкая конструкция. И вот прямо перед наступающим Новым 2023 годом на АВИТО попалось одно очень интересное предложение. По внешнему виду и функционалу они очень похожи на HI-FORCE, но были распечатаны на 3D принтере. Подкупило ещё то, что за дополнительную плату на них можно было нанести индивидуальную надпись. Я загорелся этим предложением с самой. Выставил свои стоковые и HI-FORCE на продажу и связался с производителем. За само изделие было обозначено 3900₽ и за текст ещё 1000₽. Я посчитал такое предложение завышенным и поделился этим со своим сыном, а он в свою очередь с другом. Они мне сказали, ты даже не заморачивайся, сделаем тебе такие воздухозаборники и даже лучше. HI-FORCE нашли своего нового хозяина в течении одного дня и легли под ёлочку владельцу DEFENDERа. Хорошо, что оригинал немного задержался и я его отдал для снятия размеров и дальнейшего проектирования 3D модели. Меня сразу предупредили, чтобы я не гнал лошадей. Заниматься моим изделием смогут только в выходные во внерабочее время. Я и не торопил. Но DEFENDERу приходилось трудиться и даже некоторое время ночевать под открытым небом, хотя как правило в зимнее время он живёт в теплом гараже. Так вот одним прекрасным утром он превратился в снежный сугроб толщиной сантиметров тридцать.
Этот случай хорошо демонстрирует, для чего нужна хотя бы стандартная решётка воздухозаборника, которая находится на верхней части крыла. В связи с этим я решил всё-таки немного поторопить своё конструкторское бюро. Оказывается парни времени зря не теряли. В выходные били изготовлены первые две так сказать пристрелочные контурные модели. На первой версии немного не совпали отверстия.
На второй заготовке была исправлена эта ошибка, все отверстия для крепления на крыло совпали идеально. Примерку делали по оригинальной решётке.
На следующем этапе была распечатана контурная модель оригинальной толщины с отверстиями и углублениями потай под саморез крепления. На этот раз примерку необходимо было сделать непосредственно на машине.
А всё потому, что на следующем этапе разрабатывается окончательная 3D модель изделия и править её несколько сложнее.
С такой рамкой я начал кататься с первых чисел февраля. Один раз даже прозевал ночной снегопад, и у меня замёрзла целая глыба льда в этом кармане, которую обнаружил только после обеда уже сильно уменьшенной в размерах.
К началу марта была готова 3D модель и представлена мне на согласование. Я внёс поправку по превышению жабер, которое в первоначальном варианте составляло 10 мм. Мы его подкорректировали и уменьшили до 6 миллиметров.
Модель ушла на печать. Осталось запастись терпением и дождаться готовое изделие, но и в этот раз что-то пошло не по плану. Процесс был прерван, принтер по неизвестной причине остановился, заготовка была испорчена. говорят, что можно было запустить процесс печати заново, но мы решили не рисковать. Купили новую бабину пластика PETG и запустили печать заново. А испорченная заготовка осталась в качестве сувенира.
Наконец настал час икс и мне сначала выслали фото готового изделия, а выходные мы его уже примерили на машине.
Моему счастью не было предела. Готовое изделие радовало глаз.
Со всех сторон как ни посмотри.
Вот так можно понять, что я имел в виду под термином превышение. С этого ракурса оно мне кажется немного большим.
А если смотреть в лоб или анфас, то всё выглядит очень даже лаконично, ни много, ни мало.
Если смотреть сзади, то хороши видна слоистая структура изделия. Никто не мешает зашкурить, зашпаклевать, покрасить, словом добиться заводского исполнения, но лично мне по душе именно такое исполение, которое притягивает взгляды, вызывая тем самым повышенный интерес не только к воздухозаборнику, но и к самой машине, которая по большому счёту и так не обделена вниманием.
Кстати стоит упомянуть мою переписку с тем человеком у которого я впервые увидел напечатанные воздухозаборники. Сначала он очень сильно сомневался в наших условиях и в комментариях дал понять, что мол если у нас ничего не получится, то обращайтесь. Я ему высылал фото нашей 3D модели в редакторе, что поубавило его пыл. а я всегда в таком случае говорю, что космические корабли не боги запускают. Потом я ему прислал фото готового изделия. И он порекомендовал немного уменьшить превышение. Я бы и не заморачивался даже над этим, но по неизвестной мне причине на изделии отсутствовал мой логотип, который был прописан как обязательное условие. Набравшись наглости я предложил внести следующие коррективы:
-уменьшить занижение до трех миллиметров;
-нанести никнейм владельца.
Ну и в заключении несколько фотографий окончательного изделия с разных ракурсов.
Сравнение двух изделий, первый и второй варианты.
Для того, чтобы узнать, сколько ушло пластика на печать без учета аблоя я взвесил оба изделия. На первоначальный вариант ушло 103 грамма пластика.
Второй образец с логотипом оказался на 10 граммов тяжелее из-за более плотной печати основания.
Для более полной картины по трудозатратам я обратился с подобной просьбой в несколько коммерческих структур, которые предоставляют подобные услуги в Москве. За разработку 3D модели объявляют от 2500 до 5000 рублей. По факту меньше 5000 не получается. Распечатка готового изделия от 500 рублей и дороже в зависимости от пластика. Высказывалось мнение, что изделие из PETG пластика может повести на ярком солнце летом и его лучше напечатать из капрона или с добавкой карбонового волокна. Впереди летний сезон богатый на путешествия и ясную погоду. Время нас рассудит. Модель изделия отработана, напечатать можно будет из любого материала, но я почем-то более чем уверен, что всё будет хорошо.
Доволен я готовым изделием или нет? Если сказать, что доволен, то это ничего не сказать. Мог ли я предполагать, когда покупал DEFENDER, что запасные части буду распечатывать на 3D принтере? Конечно же нет. Прогресс внедряется в нашу жизнь семимильными шагами. Искусственный интеллект творит чудеса. Светила научного прогресса даже рекомендуют приостановить внедрение нейросетей.
P.S. это не коммерческий проект, но первый экземпляр пока можно купить на АВИТО