Найти тему
ONCOLOGY.ru | ОНКОЛОГИЯ.ру

Наследственный обязательно-необязательный второй рак

Под дамокловым мечом «семейного рака» жить страшно и трудно, при каждом обследовании ожидая «того самого». Профилактическая мастэктомия и вариант, и не выход, очень сложно решиться – вдруг вообще не суждено. Что взамен?

Клинические рекомендации Минздрава «Рак молочной железы» за 2021 год предлагают «с целью профилактики развития рака контралатеральной молочной железы и рака яичников при выявлении с помощью ПЦР клинически значимых патогенных мутаций BRCA1 и BRCA2 обсуждение рисков развития вторых опухолей и возможности выполнения профилактических и скрининговых мероприятий: <…> хирургическая профилактика (профилактическая мастэктомия с одномоментной реконструкцией и профилактическая тубовариэктомия)».

При объявленной Следственным комитетом охоте за российскими врачами (даже без врачебных ошибок), онкологу сложно решиться на исполнении официальной рекомендации, благо, что таких пациенток всего 3-10%. Можно ли другим менее чреватым для врача и пациентки способом попытаться решить проблему возможного, но не обязательного контралатерального РМЖ? Оказывается, отчасти можно, о чём свидетельствуют результаты клинического исследования, выполненного в роттердамском Институте рака Эразма Мака (Нидерланды).

Ретроспективно среди голландок, получавших лечение РМЖ с 1990 по 2017 год, отобрали носителей герминальных мутаций генов BRCA. С мутацией BRCA1 нашли 1 090 женщин и 568 носительниц мутации BRCA2.

Средний срок наблюдения – больше 8 лет, а конкретно при BRCA1 – 8,9 лет и 8,4 года в другой подгруппе.

Для всех женщин рассчитали 10-летнюю кумулятивную заболеваемость контралатеральной карциномой в зависимости от адъювантной или неоадъювантной химиотерапии первичного РМЖ, сравнивая с результатом только локального лечения.

Проведение химиотерапии снизило вероятность второго ЗНО в железе в течение 10 лет после первичного РМЖ у носителей мутации BRCA1 с 16,7% до 6,7%; при мутации BRCA2 – с 16% до 4,8%. Соответственно снижение риска контралатерального РМЖ при BRCA1 (ОР 0,46) – вполовину и втрое – при BRCA2 (ОР 0,63).

У носительниц мутации BRCA1 снижение вероятности развития опухоли в контралатеральной железе было максимальным в первую пятилетку (ОР 0,32).

У носителей BRCA1 в значительном снижении риска второй карциномы ответственны комбинации с антрациклинами (ОР 0,34), но ещё больше – антрациклины с таксанами (ОР 0,22).

При подготовке плана лечение пациенток с генетически обусловленной карциномой и верифицированными герминальными мутациями BRCA1/2 авторы рекомендуют учитывать возможные эффекты химиотерапии, снижающие риск развития второй опухоли. Хочется добавить про проведение химиотерапии комбинацией антрациклина с таксаном.

Первоисточник: https://oncology.ru/specialist/library/reviews/2021/12/24/

Делитесь своими мыслями в комментариях к посту!