Ул. Максима Горького, до 4 декабря 1928 года называвшаяся Набережной - старейшая в Самаре. Была указана на первом регулярном плане города, составленном в 1765-м году унтер-офицером Пономаревым по указанию казанского губернатора, а существовала еще задолго до того.
Волжский берег традиционно служил местом торговли – Нижний, или Бурлацкий рынок, гудел и шумел здесь с конца 17-го века. Торговали, как писал купец-краевед Константин Головкин, «… неприхотливой снедью и незамысловатым товаром обихода; тут же был и обжорный ряд. Базар кишел бурлаками, грузчиками и чернорабочими. Здесь был главный наем жнецов. Причалив к берегу, стояли «посуды» и баржи с разного рода «горянщиной», сундуками, деревянной посудой, мебелью, детскими игрушками, пряниками и т.д.». Вблизи рынка, по нынешнему Пионерскому спуску, находилась и городская пристань.
Селился вдоль берега народ, связанный своими промыслами с Волгой. И, возможно, первыми жителями Набережной улицы стали предки самарских рыбных монополистов Мясниковых, так как основатель виднейшего самарского купеческого клана Ефим Мясников занимался рыболовством и рыботорговлей еще со времен Екатерины Великой.
Самые ранние из сохранившихся окладных книг сообщают,что владельцем дворового места с нынешним адресом ул. Максима Горького, 87 с 1850-го до 1874-го года значился Ефим Степанович Мясников. Налогооблагаемая недвижимость при нем состояла их тесовой лавки, деревянной избы и тесовой погребицы.
С 1874-го года хозяевами усадьбы значились сыновья Е.С. Мясникова Никифор и Терентий, причем, что интересно, их родной брат Кузьма – тот самый, что 29 августа 1871-го года преподнес императору Александру II лохань с огромным живым осетром – в число наследников почему-то не вошел. С 1878-го года владельцем семейной усадьбы Никифор Ефимович Мясников числился уже единолично.
Говоря о Никифоре Мясникове, чаще всего вспоминают « От самарского II гильдии купца Никифора Ефимовича Мясникова. Прошение. Прошу Вас выдать сыну моему Михаилу Никифоровичу Мясникову свидетельство на беспрепятственное поступление его в самарскую гимназию или другие подобные высшие учебные заведения для прохождения наук».
Вспоминают потому, что «прошение» писал не сам купец, а его приказчик Иван Перчаточников, так как сам Никифор Ефимович читать и писать не умел. Неграмотность, впрочем, нисколько не мешала ему успешно заниматься семейным рыбным промыслом, владеть двумя кирпичными заводами, а так же зданиями, сдававшимися городу под казармы.
Из тех же краеведческих заметок К. Головкина мы узнаем, что « казармы находились до последнего времени в… домах… между Набережной и Преображенской улицами. Название «Мясниковских» казармы получили от того, что дома эти принадлежали позднее самарскому купцу рыбопромышленнику Никифору Ефимовичу Мясникову, у которого город снимал их в аренду, пока не приобрел, вернее, взял за накопившийся долг, в собственность… В 1921-23 годы эти каменные 2-х этажные дома-казармы были разрушены до основания и расхищены частью обывателями, нуждавшимися в кирпиче и топливе».
Что касается семейной усадьбы – в 1890-м году Мясников переоформил ее в собственность супруги Анастасии Даниловны, после чего затеял перестройку. К 1894-му году деревянную избу наконец-то сменил каменный двухэтажный с подвалом и мансардой особнячок в уже несколько устаревшем стиле провинциального классицизма.
Облик его был далек от новомодных тенденций, зато гармонировал с «соседями» и прекрасно вписывался в архитектурный ансамбль квартала. Главный фасад с выделяющей декор двухколерной окраской имеет четырехосевую фронтальную композицию, справа находится проем проездной арки во двор. Прямоугольные оконные проемы первого этажа с кирпичными клинчатыми перемычками декора лишены, лучковые окна второго этажа обрамлены гладкими наличниками с прямыми полочками-сандриками.
Цоколь оштукатурен и окрашен, горизонтальное членение выполнено междуэтажным поясом из двух простых карнизов, венчающий карниз имеет широкий сложный профиль. Венчает здание высокий фронтон, имеющий форму кокошника со срезанной верхушкой, декорированный по абрису карнизом с тремя выпусками кирпича. Три небольших лучковых окна в центре мансарды-«кокошника» оформлены так же – наличниками с прямыми сандриками. Благодаря необычному элементу здание служит акцентом квартальной исторической застройки и формирует ее композиционную структуру.
16 мая 1905-го года, согласно отношению старшего нотариуса Самарского окружного суда, владельцами дома с участком стали наследники Анастасии Даниловны - трое из ее шести сыновей – Николай, Владимир и Алексей Никифоровичи Мясниковы, причем уже не купцы, а самарские мещане. В 1912-м усадьбу Мясниковых купил «Торговый дом Д. Е. Челышева с сыновьями», владевший ей вплоть до 1918 г. В списке муниципализированных домов за 1919-й год значилась как «дом Челышева по ул. Набережной, №97».
Что касается послереволюционной судьбы Мясниковых – покинуть родные волжские берега никто из них не пожелал. Поселились в предоставленном большевистскими властями скромном жилье, продолжали заниматься привычным рыболовным делом – уже по новым "советским" правилам.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете