В данной статье я привожу цели и задачи обучения Математике в современной школе (УМК “Школа России”) и в советской школе 50-х гг. (комплект учебников, переизданных проектом “Сталинский букварь”). Для этого я взяла Рабочие программы по математике УМК Школа России (имеются в открытом доступе на сайте издательства) и “Методику преподавания арифметики в начальной школе" 1951 г. издания.
Школа России
Основными целями начального обучения математике являются:
- Математическое развитие младших школьников
- Формирование системы начальных математических знаний
- Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
- развитие познавательных способностей;
- воспитание стремления к расширению математических знаний;
- формирование критичности мышления;
- развитие умения аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Сталинская арифметика
Основная задача начального обучения арифметике — научить детей счислению и решению задач в пределах, доступных для данного возраста. В раздел счисления входят понятие о целых числах и действиях над ними, а также первоначальные понятия о дробях и об основных действиях над ними.
Обучение счёту и решению задач в I и II классах имеет целью вооружить детей определённым кругом знаний, навыков и умений, развить их логическое мышление, привить им навыки самостоятельной работы, приучить их к чистоте и аккуратности, развить их активность и творческие способности, способствовать коммунистическому воспитанию детей.