В жизни иногда кто-то выпрашивает себе одиночество, а к кому-то оно приходит само. Вот и к Валентине одиночество пришло, когда она его не ждала. Её муж Аркадий - надежный и заботливый весельчак погиб, когда дети учились в школе.
Зимним вечером возвращался с работы домой пешком по обочине дороги, снега намело много в тот раз, в деревне темно, а позади трактор прочищал дорогу и зацепил его. Тракторист в темноте даже не заметил и уехал, правда, как потом оказалось, был навеселе. Аркадия нашли утром в нагроможденном снегу на обочине. Такая трагическая судьба у мужа Валентины, с которым прожили душа в душу двенадцать лет.
Аркадий привез Валентину с Урала, где проходил военную службу, там и познакомился с красивой девушкой Валей. Увидел её в увольнении, когда с такими же солдатами, как и он в выходной гулял по парку. Обратил внимание на девушку, она сидела на скамейке и увлеченно читала книгу.
- Девушка, очень интересную книгу читаете? – спросил он, остановившись возле неё.
- Да, очень, - скромно ответила она и подняла глаза на солдата.
Аркадий сразу же утонул в её голубых глазах. Он даже сделал шаг назад, и смотрел на неё, как на диковинку.
- Меня зовут Аркадий, а тебя? - сразу на «ты», спросил он.
- Валентина, Валя.
- Можно я присяду, честно сказать, даже не хочется идти дальше.
- Можно.
Они общались часа три, не останавливаясь. Уже его сослуживцы шли обратно в часть, и окликнули его:
- Аркаша, опоздаешь, пора. Ничего ты тут завис, надолго! Понятно, с такой красавицей трудно расстаться, - смеялись они.
Хорошо, что они шли мимо, иначе он опоздал бы из увольнения, и в следующий раз его не отпустили бы. Потерял чувство времени, а еще много не сказано.
- Валя, давай в следующий раз встретимся здесь снова. Я как-нибудь сообщу о следующем увольнении, а если что-то пойдет не так, передам через ребят. Договорились?
- Договорились, - ответила радостно девушка, а сердечко стучало и стучало.
После дембеля увез Аркадий свою Валентину к себе в село. Её не испугало, что будет жить в селе, лишь бы рядом с ним. Свадьба была в селе, потому что Валя выросла в детдоме, родителей никогда не знала. Родители Аркадия приняли невестку приветливо, сразу приняли за свою, повезло в этом ей. Вначале жили с его родителями, а потом через три года переехали в свой новый дом, построенный мужем и свекром. В это время у них уже был маленький сын Мишутка. Через некоторое время родилась и дочка Алька.
И случилось такое горе, погиб Аркадий, когда Мишке было десять лет, а его сестренке семь, училась в первом классе. Валентина горевала долго, Аркадий был из тех мужей, за которыми жены как за каменной стеной. Заботился о жене и детях, золотые руки, все умел делать сам. Дом отстроил красивый с резными наличниками, детям зимой через дорогу напротив дома, заливал ледяную горку, как раз там вниз был склон. Всегда под окнами у них было шумно и весело с утра и до вечера.
Но так случилось. Прошло много времени, когда Валентина наконец-то пришла в себя, помогли дети. Теперь её жизнь была только ради детей. Она хотела, чтобы её дети выросли сильными, воспитанными, уверенными в себе и самостоятельными. Потому что сама была такая, жизнь заставила. Старалась быть для детей примером и говорила детям:
- Будьте сильными и уверенными в себе. Бывают в жизни люди слабохарактерные, которые ноют и плачут по любому поводу. Таким в жизни приходится очень тяжко. А вы у меня вполне самостоятельные и добрые.
Дети любили и всегда прислушивались к матери, никогда не расстраивали её, помогали. В школе учились хорошо, не знала Валентина проблем со своими детьми.
В деревне женщине одной приходится тяжко, мужские руки в хозяйстве нужны, соседи в основном жили полными семьями. Правда жили, кто как. Деревенские мужики частенько пили самогон, буянили, но жили, жены терпели, а как? Мужчины помогали женам, а Валентине никто не помогал, только дети. Но помощь детей конечно не сравнить с мужской, а она не жаловалась, только наедине с собой страдала без Аркадия.
А по соседству с Валентиной жила Татьяна с мужем, детьми и свекровью. Как она жила и терпела, Валентина диву давалась. Муж её был пьющим, каждый день из их двора доносилась ругань, когда к вечеру он приходил домой нетвердой походкой. Этот дом был родным её мужа, поэтому и свекровь тоже жила с ними, а свекор умер давно. Отношения между невесткой и свекровью оставляли желать лучшего. Мать заступалась за сына, когда Татьяна выговаривала ему в очередной раз, что еле пришел.
- Ну что, теперь мужику и выпить нельзя, что ты все его ругаешь, ворчишь? Сама виновата, что муж твой пьет. Значит не то, что-то делаешь, - ворчала свекровь.
Свекровь Татьяны была склочной, и Валентина очень сочувствовала соседке. Татьяне приходилось терпеть упреки и ругань свекрови, скандалы и унижения от пьяного мужа, но идти ей было некуда, да и двое детей, два сына-погодки. Татьяна завидовала соседке, часто заходя к ней:
- Ой, Валь, как у тебя хорошо, тихо и спокойно. Господи, когда же в моем доме будет такая тишина? Ты живешь в раю, Валь. А я в аду. Каждый вечер одно и тоже, а выходной лучше бы не наступал. С утра уже зальет свои глаза, вот и куролесит весь день, пока не свалится к вечеру, - жаловалась она на мужа. – А эта злыдня, - так она называла свекровь, - уходит из дома и сидит на скамейке со своей дочкой весь день, такой же склочницей и неряхой, промывают мои косточки…
- Да, Таня, тяжело тебе. Но ты мне не завидуй. Ты ведь не знаешь, что такое одиночество. Это, Танечка, не рай! Ты этого не поймешь, пока не почувствуешь.
Не хотелось Валентине объяснять соседке, что значит быть одинокой женщиной, она попросту не поймет. Нет смысла убеждать, Татьяна и слушать не будет, как говорится, у каждого своя правда и жизнь.
Чем старше становился муж Татьяны, тем страшней была её жизнь. Уже и руки распускал, даже невзирая на то, что все видят дети, а свекровь молчала, возможно боялась, а может и радовалась в душе. Но когда выросли сыновья, у Татьяны появилась защита. Однажды он замахнулся на неё, сзади подошел старший сын, ему в то время было шестнадцать лет, схватил отца за руку и завернул руку назад. Тот от боли скорчился:
- Ты на отца руку поднять решил?
- Да, решил и так будет всегда. Мать в обиду не дам, - сын посмотрел на отца таким взглядом, что тот отшатнулся. Все прочитал в глазах сына и понял, что власть и унижения над женой закончились.
Прошли годы, дети выросли, разлетелись кто куда, Валентина осталась одна. Дочка Алевтина живет в районе со своей семьей и часто навещает мать. А сын Михаил далеко, тоже своя семья, он служит по контракту и редко удается приехать в родные места, увидеться с матерью и сестрой. Дом Валентины опустел давно, а она скучает, а чтобы вновь замуж выйти, даже не посещают её такие мысли.
Тишина в доме и одиночество наводит на неё страх и раздражает. А чтобы избегать страха, она прибавляет звук в телевизоре, когда готовит, гремит посудой. И на время создается какая-то иллюзия, что в доме кипит жизнь. Ну а когда приезжает дочь с зятем и внуком, то она чувствует себя самой счастливой на свете.
Но потом все возвращается на круги своя, и опять в доме тишина. Валентина выращивает цветы, их у неё много, весь двор благоухает. Каждое утро, выходя во двор, разговаривает с цветами. А Татьяна удивляется и не понимает её:
- Валь, ты зачем с цветами разговариваешь, они тебя не слышат? Смешно на тебя смотреть и слушать.
- Как это не слышат? Еще как слышат, видишь какие они красивые и кивают мне, отвечают.
- Да ну тебя, Валь. Давай лучше чайник включай, я варенье принесла, посидим и поговорим. А то и песню затянем, у нас с тобой хорошо получается.
У Татьяны давно умерла свекровь, муж тоже ушел вслед за матерью. Сыновья женились и уехали из родного дома, у них своя жизнь. Теперь и Татьяна одна. У неё в доме тоже тишина. Первые годы, когда осталась одна - радовалась.
- Наконец-то тишина. Дождалась.
Но со временем тишина и одиночество сделали свое дело. Она каждый день забегает к Валентине и заговорила совсем по-другому.
- Валя, что-то тишина меня совсем не радует, пусто и тихо. Скучно и одиноко. Вот сейчас я поняла, что значит одиночество. А тогда я не понимала тебя, когда ты говорила, чтобы я тебе не завидовала. Гнетет она, тишина-то.
- Да, Татьяна, каково быть одинокой и что такое одиночество, знают и понимают только одинокие люди, - говорила ей Валентина. - Если бы было так легко, так и жили бы все по одиночке, не женились, замуж не выходили. А жизнь такая штука - не всем дано прожить вместе со своей половинкой. Видимо там наверху решают, кому и как жить. У каждого своя судьба.
- Да, дорогая моя соседка, а мы с тобой сами себя развлекаем, общаемся, чай пьем, на огороде помогаем друг другу, песни поем. Как мне повезло Валь, что у меня такая соседка, - откровенничает Татьяна.
А самое интересное, что у соседок даже не возникает разговоров о чужих мужчинах. Валентина, как оказалось, однолюбка. Свято чтит память о своем Аркадии, часто рассказывает о нем Татьяне, когда нахлынут вдруг воспоминания. А Татьяне муж так отравил семейную жизнь, что она даже не хочет о нем вспоминать, да и вспомнить хорошего-то нечего. Так и живут два одиночества по соседству, живут дружно, поддерживают друг друга.
Спасибо, что читаете. Спасибо, что подписываетесь и поддерживаете меня. Удачи Вам в жизни!