В 2013 году, когда я активно искал себе автобус ПАЗ-672, я обнаружил в интернете фотографию вот такого красавца. Это автомобиль газодымозащитной службы (АГДЗС-12) производства Ленинградского отряда технической службы, который на протяжении многих десятилетий (с начала 1950-х и до начала 1990-х) разрабатывал и массово производил подобную технику и поставлял её во многие регионы СССР. На базе ПАЗ-672 по мимо АГДЗС-12 были его автомобили АСО (автомобиль связи и освещения) и АШ (передвижной штаб). Начал узнавать информацию о нем. Оказалось он был приписан в ПЧ3 города Пензы, далее после списания его отправили на уличное хранение в пожарную часть в посёлке Мокшан Пензенской области. Я написал письмо в МЧС о возможности реализации данного автобуса, получил ответ, что в связи с реорганизацией МЧС реализация техники приостановлена, мол ждите...Ну я ждал, потом еще писал письма, но ответы по сути были такие же. В итоге, вышел на начальство МЧС Пензенской области и договорился осмотреть этот автобус. Выехал рано утром из Нижнего Новгорода в поселок Мокшан. Ближе к полудню приехал к пожарной части. Вижу торчит крыша красавца ПАЗика за забором. Звоню начальству МЧС в Пензе, меня пропускают на территорию ПЧ после некоторых формальностей. Что же, давайте осмотрим его:
С виду автобус в прекрасном состоянии. Все таки в ведомствах умеют следить за техникой.
Снаружи обычный ПАЗ-672. Ничего примечательного, кроме мигалок на крыше и громкоговорителя. Зайдём внутрь.
Салон поделен на 2 части перегородкой. АГДЗС-12 оборудован распределительным коробками. К ним подключается кабель для передачи энергии внешним потребителям. В основное оборудование входит дымосос, он удаляет дым и продукты горения, позволяет снизить температуру в помещении посредством нагнетания свежего воздуха при производительности 7000 м3/ч. Источником энергии здесь является генератор трехфазного переменного тока с воздушным охлаждением. Он установлен между арками задних колес. Для отбора мощности используется КОМ. Автобус немного разукомплектован.
Далее, после осмотра уехал домой. Периодически снова писал в МЧС, но все безрезультатно. Обидно, машина стоит под открытым небом и гниет...Но вдруг, в 2020 году появляются такие фотографии:
По внешним признакам(замятый в одном и том же боковой молдинг, характерные вмятины на некоторых элементах кузова) я определил, что это тот самый ПАЗ-672М 1984 г.в. АГДЗС-12 из Мокшана. Класс! Как оказалось, автобус в итоге забрал себе музей пожарной техники в городе Заречный Пензенской области. Его восстановили, выглядит как новый. Очень приятно, что его не отправили в чермет. Теперь он радует жителей города. Напомню, что я восстанавливаю автобус ПАЗ-672М. Ищу любые запчасти на него, кроме двигателя и ходовой (это все есть в достатке), особенно интересны сиденья салона. Куплю. Так же интересуют сами автобусы в хорошем состоянии.