Найти тему

Потеряли «старичка», но остановили текучку. Как аудит помог начальнику поставить рекорд в выручке

Оглавление

Кейсом поделился руководитель коммерческого подразделения Зарплаты.ру Алексей Макридин.

Я столкнулся с проблемой: из пяти штатных сотрудников отдела продаж только двое выполняли план и приносили прибыль. Три кресла часто пустовали, а сотрудники менялись. Вот что я сделал.

1️⃣Проанализировал проблему с помощью цифрового аудита

Люди врут, цифры — никогда. Закономерности и тенденции в работе сотрудников отдела легко найти, если изучить их индивидуальные показатели эффективности и отчеты, например, количество звонков, дозвонов, продолжительность разговора.

☑️Изучил количество звонков каждого менеджера

Например, узнал, что менеджер Петя делает 30 звонков в день, а менеджер Вася — 70. Первая реакция многих коллег на эту цифру: «Да, Петя не дорабатывает!» Но не стоит судить об активности и эффективности сотрудников по одной цифре. Это взгляд с одной стороны, необъективная история. Чем больше цифр добавите в анализ, тем больше гипотез сформируете, чтобы решить проблему.

☑️Узнал, сколько времени проводит каждый менеджер на линии

Выяснилось, что Петя четыре часа общается со своими 30-ю клиентами. А Вася остается на линии всего 1,5 часа. Сформировал первую гипотезу: возможно, Петя лучше вникает в разговор, а Вася либо тараторит, либо не удерживает клиентов работой с возражениями.

☑️Проанализировал, сколько номеров в день набирают менеджеры

Оказалось, Петя набирает 120 номеров и разговаривает 30 раз. А Вася набирает 80 звонков, и с 70 клиентами разговаривает. У меня появились вторая и третья гипотезы: 2.У базы Васи лучше процент дозваниваемости, но он не прорабатывает этот ресурс на 100%. 3. У Васи лучше этап приветствия, раз он удерживает внимание.

☑️Послушал разговоры конкретных менеджеров, чтобы подтвердить или опровергнуть свои гипотезы

Прослушка подтвердила гипотезу о различиях баз. Понял, что хорошие, теплые базы находились у двух менеджеров «старичков». А новеньким всегда доставалась холодная база. Люди тратили много усилий на ее проработку, и уходили, не видя результатов и денег.

2️⃣Решил выровнять базу

Чтобы выровнять базу, предстояло забрать часть клиентов у опытных сотрудников. Конечно, «старички» не хотели делиться, так как теряли от этого в доходе.

В такой ситуации руководитель должен сформулировать контекст бизнеса для сотрудника. Поговорить с опытными менеджерами о том, в чем их роль в бизнесе, кто они в этой компании, и что для них делает компания.

Вот что сказал я: «Вы получаете зарплату за свои скилы и за свою деятельность, но если мы сейчас вас уберем с базы и поставим других людей, что изменится? Ничего. Тогда какой ваш непосредственный вклад в эту историю? Когда опытный менеджер долго сидит на хорошей базе, его скилы деградируют. Я считаю, что ваши навыки нужно направлять на новых клиентов».

Важно не только просить или требовать, важно давать ощущение безопасности. Я пообещал, что в первые месяцы после изменения базы доходы опытных менеджеров не упадут. Компания даст время перестроиться, чтобы сотрудники ничего не потеряли. Люди поняли, что они в безопасности. К тому же часть базы оставалась у них. Мы не отбирали у богатых, отдавая бедным. Просто частично использовали скилы опытных менеджеров на проработку новых клиентов, и дали другим менеджерам возможность зарабатывать.

3️⃣Потерял одного менеджера, но остановил текучку

-2

Мне не удалось удержать обоих опытных менеджеров. Один из них, более эмоциональный, уволился. Второй тоже хотел уйти, но нам удалось договориться. Долго обсуждали, как поступить, чтобы он остался. Так и появилось решение про безопасность, о котором я говорил выше: договорились, что зарплата сохранится в прежнем объеме на несколько месяцев, пока менеджер будет работать с новой базой.

В результате сотрудники стали лучше обрабатывать новых клиентов. Опытный менеджер работал с ними сам и учил коллег. Мы избавились от текучки кадров, клиентов стабильно вели одни и те же люди. Выросла выручка. Руководитель перестал постоянно собеседовать и учить новых менеджеров и сосредоточился на стратегических задачах.

Материал по теме: Основные подходы к сохранению сотрудников в команде: методы «СберБанка»

А вы применяете в работе цифровой аудит?