Найти в Дзене

ПРОБЛЕМЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ЖАНДАРМСКИХ ЧАСТЕЙ



В Средние века во Франции времен короля Карла VII жандармы составляли род королевской гвардии. При учреждении в 1445 году первой регулярной конницы под названием «ордонансовых рот», король присвоил наименование «жандармы» только воинам из дворян, бывшим в состоянии содержать при себе конных стрелков, пажей и кутильеров (оруженосцев). В составе каждой роты было по 100 жандармов. Вооружение их состояло из кольчуги, железных лат, щита, шлема, копья и меча.
Боевой строй жандармов имел схожесть с древне-рыцарским: в первой шеренге становились непосредственно жандармы, за ними, шагах в 30, кутильеры, а позади последних – стрелки (лучники). Бой разыгрывался, главным образом, шереножной атакой тяжелых жандармов, которые, смяв противника, заканчивали бой единоборством с лучшими неприятельскими всадниками. Такое сходство жандармов с рыцарями привело к тому, что мало-по-малу слово «жандарм» заменило собой прежнее название «рыцарь» и распространилось на всех тяжело-вооруженных всадников, независимо от их происхождения. Однако, при распространении огнестрельного оружия на первое место выступила пехота, затем легкая конница, которую пришлось совершенно отделить от жандармов. Кавалерия была демократизирована - доступ в легкую конницу был значительно облегчен. Жандармы же, не желая уступать первенство, еще более утяжелили броню, таким образом, проиграв в смысле подвижности и пригодности к бою в новых условиях.

-2

С отделением от жандармов сопровождавших их всадников, они стали называться кирасирами и только во Франции и Пруссии (до 1806 года) сохранились полки жандармов, но они уже не имели значения боевой силы, а составляли род военной полиции. Во Франции в 1791 году революционное правительство, уничтожив прежнюю земскую полицию (mare-chaussee), сформировало корпус Жандармов для наблюдения за охраной внутреннего порядка в войсках и государстве. Примеру Франции последовали и другие европейские державы.
Собственно, первые полицейские функции на жандармов были возложены и ранее, а именно при Франциске I, который создал в армии особую превотальную юрисдикцию (от prevot – военно-полевые суды, быстрое судопроизводство). Прево было вверено поддержание порядка в армии, для чего при них и состояли отряды жандармов. В ряды корпуса жандармов принимались нижние чины только отличного поведения, прослужившие в армии не менее 10 лет, так как служба это являлась почетной и давала значительные преимущества.
Жандармы, поддерживая порядок и тишину внутри государства, должны были гарантировать гражданам безопасность, прекращать разбои и хищения, ловить и препровождать преступников, бродяг и арестантов, задерживать контрабандистов, а в случае надобности оказывать вооруженную помощь и гражданскому начальству.
В России слово «жандарм» впервые упоминается в исторических памятниках времен Екатерины II, когда Великий князь Павел Петрович завел у себя в Гатчине в 1792 году собственные («модельные») войска, в числе которых был и жандармский полк во главе с подполковником Костылевым. С воцарением Императора Павла I команда эта вошла в состав лейб-гвардии Конного полка.

-3

В 1815 году название «жандармы» появилось вновь. А, спустя два года, в составе Корпуса внутренней стражи, были учреждены в столицах Жандармские дивизионы (Московский и Петербургский), а в 56-ти губернских городах – жандармские команды. В 1827 году образован Отдельный корпус жандармов, шефом которого был назначен управляющий III отделением собственной Его Императорского Величества канцелярии.
Для распределения деятельности корпуса жандармов вся Россия была разделена сперва на 5, а затем на 8 жандармских округов. В 1880 году, с упразднением III отделения, заведывание корпуса жандармов было возложено на Министра внутренних дел, а в 1898 году учреждена должность помощника шефа жандармов, с правами командующего войсками военного округа.
Таким образом, в России с самого начала своей истории наблюдается отделение обще-полицейской жандармской организации от военно-полицейской.

-4

****

9-го сентября 1867 года было Высочайше утверждено «Положение о корпусе жандармов» - политической полиции Российской империи.
Непосредственным поводом, подтолкнувшим правительство к проведению реформы жандармского аппарата, стало покушение 4-го апреля 1866 года Дмитрия Каракозова на Императора Александра II, однако действительные причины реформы лежали гораздо глубже.
Когда в 1827 году создавался корпус жандармов, революционное движение было по преимуществу движением дворянских революционеров. Их численность была сравнительно невелика, а подавляющее большинство составляли гвардейские и армейские офицеры. Поэтому и жандармерия в то время была немногочисленна. Достаточно сказать, что III-е Отделение царской канцелярии (главный орган политического сыска) в начале 30-х годов XIX века насчитывало лишь около 40 штатных сотрудников. Жандармерия имела чисто военную организацию и нацеливалась главным образом на наблюдение за офицерским корпусом и столичным дворянством. Даже к концу его существования (1880 год) штат III Отделения не превышал 120 человек.
В 1860–1870-е годы состав революционного движения изменился, в нем главной фигурой стал революционер-разночинец. Это привело к переориентации жандармерии на наблюдение за широкими слоями либеральной интеллигенции и студенчества. Отсюда возникла острая необходимость в создании разветвленной сети губернских жандармских органов.
Таким образом, формирование новых социальных слоев и разрушение бывших ведущих сословий уничтожили существовавшую систему организации общественной жизни России и потребовали более глубоких политических перемен.
Жандармы имели уникальную структуру и двойную подчинённость. Являясь частью государственной полиции, жандармы входили в систему Министерства внутренних дел. Однако, будучи воинским подразделением, они финансировались из бюджета Военного министерства и по строевой, военной, хозяйственной части подчинялись ему. Кроме того, жандармы были независимы от губернаторов, отвечавших за безопасность и спокойствие в губернии, что создавало определенные сложности в их деятельности.
По «Положению» 1867 года вместо жандармских округов, включавших в свой состав по нескольку губерний, были созданы жандармские управления в каждой губернии, а в шести губерниях Северо-Западного края и Царстве Польском создавались также и уездные жандармские управления.
Основным назначением жандармских управлений был политический розыск, производство дознаний по государственным преступлениям. Несмотря на это, профессия жандарма в России относилась к разряду непрестижных, а в некоторых кругах — неуважительных.
Специфика накладывала свой отпечаток и на комплектование жандармских частей, которые длительное время комплектовались новобранцами.
В рапорте Начальника штаба Киевского военного округа генерал-лейтенанта А.И. Косича в Главный Штаб от
31-го марта 1887 года говорилось:
«… В виду весьма важных обязанностей, выпадающих на чинов полевой жандармской команды в военное время, требующих от сих последних значительного развития, дисциплины и знания службы, а также имея в виду широкие полномочия, присвоенные им, даже по отношению офицеров – люди эти должны быть выборные, безупречной нравственности.
Опыт последней кампании показал, что команда, сформированная из надёжных людей, в значительной степени способствует поддержанию порядка в районе расположения войск.
Запасные чины, поступающие на укомплектование жандармской команды должны быть назначаемы уездными воинскими начальниками с большим разбором из числа кавалеристов I разряда, старших унтер-офицеров и вахмистров, и при том, по возможности, лично известных уездному воинскому начальнику…» .

-5


Следующей проблемой была малограмотность новобранцев и их неразвитость в физическом отношении. Товарищ Министра Внутренних Дел, заведующий полицией и Командующий Отдельным Корпусом жандармов Свиты Его Величества генерал-майор Д.Ф. Трепов
9-го июля 1905 года просил Главный Штаб:
«… В настоящее время на укомплектование жандармских дивизионов поступают новобранцы большей частью неграмотные или весьма малограмотные и притом совершенно неразвитые.
В виду сего испрашивается распоряжение Главного Штаба, чтобы при распределении новобранцев, в жандармские дивизионы назначались люди исключительно хорошо грамотные и развитые…» .

-6


А Начальник штаба Отдельного Корпуса жандармов в Главный Штаб в своём рапорте от 11-го сентября 1905 года конкретно указывал, из каких именно регионов Империи поступают негодные новобранцы:
«… Доношу, что малограмотные и неразвитые новобранцы поступают на укомплектование жандармских дивизионов: С.-Петербургского – из Макарьевского, Острожского, Богучарского и Камышинского уездов; Московского – из Яренского уезда, а Варшавского – из Нерехтского, Ветлужского и Бугурусланского уездов…»
Большие нарекания вызывали молодые люди из промышленных центров, нравственность которых была под большим сомнением. Так, Докладывая об успехах призыва 1902 года в Главный Штаб,
4-го января 1903 года Командир Отдельного Корпуса жандармов генерал-лейтенанта В.В. фон-Валь жаловался:
«… По распределению в войска новобранцев призыва 1902 года, согласно Циркуляра 1902 года за №44000, в Санкт-Петербургский жандармский дивизион назначено 125 новобранцев, из коих 42 человека Царскосельского уезда Санкт-Петербургской губернии.
Имея в виду, что по отзывам многих Командиров частей, как уведомил Командира Санкт-Петербургского жандармского дивизиона Царскосельский уездный воинский начальник отзывом от 10 сентября за №5104, люди этого уезда в большинстве случаев нетрезвого поведения и крайне ненадежные во всех отношениях, прошу Ваше Превосходительство не признается ли возможным на будущее время не назначать в Санкт-Петербургский жандармский дивизион новобранцев Цапрскосельского уезда, т.к. главная обязанность дивизиона поддерживать порядок в резиденции ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА, а при составе дивизиона из людей малонадежных в нравственном отношении достигнуть этого весьма затруднительно…» .

-7

Проблему увидели в Главном Штабе и Начальник Мобилизационного отдела Управления 2-го Генерал-Квартирмейстера Главного Штаба генерал-майор В.И. Марков 31-го января 1904 года докладывал:
«… Настоящий рапорт представляя в Главный Штаб, прошу не отказать сделать распоряжение, чтобы в жандармские дивизионы не назначались новобранцы, которые до призыва на службу работали на фабриках и заводах…»
Фабричный контингент был признан самым непригодных для службы в жандармских частях. Начальник Варшавского губернского жандармского управления 20-го января 1904 года сообщал:
«… Командир подведомственного мне Варшавского жандармского дивизиона, рапортом от 14 сего января за №3, донес, что при укомплектовании вверенного ему дивизиона новобранцами призыва 1903 года из числа 10 человек Тамбовской губернии Борисоглебского уезда – 1 и из 35 человек Костромской губернии Нерехтского уезда 14 человек оказались фабричными, работавшими до поступления на службу на разных фабриках и заводах.
Имея в виду, что подобный элемент в дивизионе, как неподходящий к условиям жандармской службы, не желателен, полковник барон Людинкгаузен-Вольф ходатайствует, не признано ли будет возможным на будущее время, при укомплектовании дивизиона избегать фабричного элемента…» .

-8

****

Как видно, низкая грамотность и слабое физическое развитие новобранцев были не единственными причинами недовольства жандармских начальников. Основная проблема комплектования, по мнению командиров, лежала в том, что поступающие на укомплектование жандармских частей из промышленных районов Империи были малонадёжны в нравственном отношении.
Безупречных в нравственном отношении, рослых и статных новобранцев были единицы и таковых, как правило, моментально распределяли в гвардейские части. Грамотных и умелых забирали артиллерийские и инженерные части, а вот остальным родам войск приходилось довольствоваться «остатками», в числе которых далеко не всегда находились те, которые полностью соответствовали условиям службы.