Найти в Дзене
Код Памяти

Вагоны, как перекрученная тряпка: как безразличие и некомпетентность привели к гибели 575 человек

Оглавление

В ночь на 4 июня 1989 года произошла крупнейшая в истории России железнодорожная катастрофа. В результате трагедии погибло 574 человек. Но очевидцы и эксперты склоняются к мысли, что погибших было больше. И они говорят о цифре, приближающейся к 800, в их числе и те, кто считается пропавшим без вести.

В эту страшную ночь их жизнь оборвалась, а значит, и не осталось возможности продолжить свой род и пополнить генеалогическое древо новыми именами. Сегодня, когда с момента трагедии прошло уже 34 года, вспомним печальные события, чтобы почтить память тех, для кого эта ночь стала последней в жизни.

Исторические факты

Трагедия случилась на Транссибирской магистрали, неподалеку от городка Аша. Мощный взрыв газа привел к крушению двух встречных поездов. Пламя, охватившее вагоны, унесло жизни свыше 500 человек. Так, говорит официальная статистика. Сейчас их имена увековечены на каменных плитах.

Катастрофа, в результате которой погибли люди, не была случайным стечением обстоятельств. В смерти людей виновны конкретные личности, продемонстрировавшие свое равнодушие, безразличие и халатность.

Взрыв газа прогремел на 1710-м километре Транссибирской магистрали. Здесь проложен газопровод, который дал течь. Газ заполнил воздух, образовалось что-то подобие озера. В него и въехал пассажирский состав.

Вагоны разлетелись в стороны моментально, сильнее остальных пострадали хвостовые. Пламя охватило лес и стремительно выжигало гектар за гектаром.

Люди даже не успели понять, что произошло. Эксперты сравнивают мощность взрыва с тем, который прогремел в Хиросиме. Столб огня был виден за сотню километров от места трагедии, а в жилых домах, расположенных на расстоянии 12 километров, вибрировали стекла.

-2

Воспоминания очевидцев

Очевидцы вспоминают ту ночь, как фильм ужасов, который им довелось посмотреть в реальности. Вокруг было только пламя и обгоревшие трупы. Контуженные, раненые, полуобгоревшие люди позже стали выходить из лесов. Они не понимали, что произошло и напоминали зомби.

Многие, кто остался в живых, погибли позже. Они умирали по дороге в больницу. Ожоги и травмы были смертельны.

В ту ночь страна потеряла жителей самых разных регионов, но самые большие потери понесла Челябинская область. Среди погибших оказались дети – учащиеся 107-ой школы и члены хоккейной команды «Трактор».

Им так и не довелось увидеть жаркое краснодарское солнце и вдоволь поесть черешни. Подростки и сопровождающие их педагоги ехали на отдых.

Позже, когда к месту трагедии приехали родители, они искали своих детей среди обгоревших трупов, но не могли узнать дочерей и сыновей в истерзанных огнем мертвецах.

Погибшие были в ужасном состоянии. Их находили без голов, ног, рук. Их пытались узнать по обрывкам одежды, уцелевшим украшениям, значкам, заколкам.

Судьба пропавших без вести неизвестна. Официальная версия говорит о том, что они сгорели заживо. Температура пламени достигала 1000 градусов по Цельсию.

Родственники погибших и пропавших без вести вспоминают, что не обошлось и без мародерства. Кто-то снимал с трупов золотые украшения и без раздумий складывал в свой карман. К сожалению, всегда находятся те, кто пытается нажиться на горе, даже таком страшном, как массовая смерть детей.

-3

Кто виноват?

В то время было непринято освящать трагедии такого масштаба. О ситуации сообщили мимоходом, но все-таки о ней знали. Люди говорят о том, что магистраль восстановили очень быстро. У родственников не осталось времени, чтобы найти хотя бы тела своих близких.

Они говорят, что при восстановлении дороги, трупы сгребали прямо к рельсам. Там они и захоронены ныне.

Сейчас на месте трагедии установлен мемориал. Каждый год сюда съезжаются те, кто потерял своих родных и близких. Они поминают их молитвой и черешней, которую так и не попробовали умершие.

Кто виноват в этой страшной трагедии? Виновных очень много, но все они остались безнаказанными. Прежде всего, труба, по которой шел газ, не соответствовала нормам. Она считалась уникальной и единственной в своем роде. Но именно она и дала течь.

Обходчиков, которые контролировали состояние газопровода, сократили. Работников попросту не было. А те, что остались, халатно отнеслись к обязанностям.

Один из машинистов проезжающего состава сообщил диспетчеру, что в районе присутствует сильнейший запах газа. Но его уведомление оставили без внимания.

-4

Поезда, сгоревшие в пламени, не должны были встретиться. Но один из них нарушил расписание. В поезде ехала беременная женщина, которая начала рожать. Состав сделал вынужденную остановку.

Спустя 6 лет после трагедии Верховный Суд вынес приговор в отношении 7 человек. Они оказались причастными к прокладке трубы на этом участке. Но они были амнистированы.

Страшная трагедия унесла жизни несколько сотен человек, среди которых были дети. У оставшихся в живых судьба сложилась по-разному. Кто-то до сих пор не может оправиться от травм и спокойно спать по ночам.

Но память о погибших жива. Старшее поколение помнит этот день. События пересказываются тем, кто больше никогда не увидит своего родственника или предка. Сейчас каждый из нас может завести страницу Памяти, чтобы увековечить имя того, кто покинул этом мир. Здесь можно изучить генеалогическое древо, познакомиться с биографией умершего и помянуть его молитвой и добрым словом.