Результаты психотерапевтической работы сложно увидеть наглядно, их нельзя измерить или пересчитать. Данный факт часто становится причиной недоверия, особенно в тех методиках, которые не предполагают выполнения заданий и упражнений. Остается открытым вопрос - как понять, что в психотерапии что-то происходит? Ответ на него можно найти только в наблюдениях за своими внутренними ощущениями и изменениями в качестве повседневной жизни.
Например, если человек 10 лет не мог построить отношения, а по прошествии психотерапии начал с кем-то встречаться, то это не совпадение, а результат проработки внутреннего конфликта.
В начале психотерапии человек часто испытывает чувства страха, тревоги и недоверия. Его жизнь выглядит хаотично, работа и отношения не приносят удовлетворения. Он боится привязываться и доверять, размышляет над тем, чтобы бросить психотерапию, негативно относится к ее правилам.
Например, человеку может не нравиться, что нужно приходить на сессии в специально определенное время и оплачивать пропущенные сеансы. Он может протестовать, любыми способами затягивать встречи, оставлять наиболее важную информацию на последние пять минут и обижаться, что ей не уделили должного внимания, либо пропускать сессии без веских причин. Он может и сам не понимать почему так делает, подчиняясь своим бессознательным импульсам.
В желании человека выйти из психотерапевтического процесса часто проявляется тревога преследования, как будто кто-то хочет захватить и контролировать его. Эти страхи никак не связаны с реальностью, психотерапевты обычно не преследуют своих клиентов, но они указывают на внутренние конфликты, над которыми нужно работать.
По мере продвижения вперед начинают обнаруживаться и устраняться вторичные выгоды, в обычной жизни не осознаваемые человеком. Эти выгоды часто бывают иррациональными и разрушительными.
Например, навязчивый выбор отвергающих партнеров дает возможность не сталкиваться со страхом близости, если нет близости, то нет и страха; абьюзивные отношения "помогают" воспроизвести ситуации, в которых человек чувствовал себя беспомощным и попробовать выйти из них победителем; частые заболевания позволяют не ходить на ненавистную работу и т.д. В терапии у человека развивается способность переносить тревогу и он постепенно оказывается готов к встрече с тем, чего так долго избегал. Это значительно снижает актуальность вторичных выгод и он перестает действовать во вред себе.
Очень важным аспектом психотерапии является проработка расщепления, которая происходит на более поздних этапах.
Например, человек приходит с уверенностью в том, что он является жертвой, а все остальные над ним издеваются. Иными словами он уверен в том, что он хороший, а другие люди плохие, его мир делится на белое и черное, это и есть расщепление. Он не замечает того как сам отвергает и обесценивает тепло настроенных к нему людей, проецирует в других свои негативные части и побуждает их к враждебному отношению, жаждет любви и бежит от нее. Только восстановление целостного восприятия себя и окружающих ведет к качественным изменениям во взаимоотношениях.
Иногда человек только в психотерапии получает возможность выразить то, что он думает и чувствует на самом деле.
Например, он может жить в уверенности, что негативные эмоции убивают отношения. В реальности это приводит к существенным проблемам - окружающие привыкают пользоваться покладистостью такого человека, это злит его, а злиться ему нельзя. Он подавляет свой гнев, но гнев от этого не исчезает, а начинает прорываться в действительность окольными путями - человек нападает на себя или на своих "безопасных" близких, сам того не замечая.
На более продвинутых стадиях психотерапии увеличивается доверие к психотерапевту, и готовность принимать помощь. В жизни человека начинают происходить изменения, он все реже делает неэффективные выборы, выражает себя более спонтанно и естественно, привыкает к тому, что эмоции не разрушают отношения. Снижение тревоги позволяет ему глубже погружаться в свой внутренний мир и это запускает процесс проработки глубинных конфликтов. Уменьшается вероятность обрыва терапии до того как будет достигнут устойчивый позитивный результат.
На завершающих этапах психотерапии человек чувствует себя более спокойным и уверенным в себе, его жизнь становится упорядоченной. Он получает максимум выгоды от работы, потому что доверяет терапевту и считает себя достойным лучшей доли. Внутренние тревоги и садо-мазохистические тенденции уже не побуждают его отталкивать руку помощи и обесценивать результаты. Целостное восприятие себя и окружающих позволяют ему быть эффективным и в психотерапии и в других социальных контактах. Часто это сопровождается появлением новых глубоких отношений или качественными изменениями в уже существующих, позитивными событиями в профессиональной сфере и в социальном взаимодействии.
Спасибо за интерес, проявленный к моим публикациям!!!
Получить дополнительную консультацию или записаться на прием Вы можете по телефону 8-905-798-73-13 (только текстовые сообщения в WhatsApp) или в форме обратной связи на моем сайте niknyuteva.ru
С искренним уважением и заботой,
Психолог, Ирина Никнютьева