Найти тему
СМК-консультант

19.1 Документы и записи? Да они - живее всех живых! Часть 1.

Сегодня рассматриваем тонкости управления документированной информацией (далее – ДИнф). Напомню, этому в ГОСТ РВ 0015–002 посвящен целый подраздел 7.5.

Для управления ДИнф целесообразно стандартом организации (инструкцией, регламентом) установить процедуру.

Цель процедуры – обеспечить:

  • - доступность и пригодность ДИнф там, где и когда она необходима;
  • - достаточную защиту ДИнф.

В стандарте (регламенте, инструкции) целесообразно установить требования:

  • - к порядку разработки, актуализации и применения документированной информации для обеспечения функционирования процессов СМК;
  • - к порядку регистрации и хранения документированной информации для обеспечения уверенности в том, что процессы СМК осуществляются в соответствии с тем, как это было запланировано.

Само собой, устанавливаемая процедура – про общие требования к ДИнф. Конкретности – в отдельных стандартах (регламентах, инструкциях) по управлению различными видами ДИнф организации: конструкторской, технологической, организационно-распорядительной и т.д.

Как всегда мы делаем – припоминаем некоторые термины.

-2
-3
-4

Ответственность за управление документированной информацией, как разработанной в организации, так и поступившей от внешних организаций, целесообразно возложить на руководителей подразделений (должностных лиц), разрабатывающих и применяющих в работе эту документированную информацию, а также осуществляющих учет оригиналов и копий. Для управления документированной информацией руководителю в своем подразделении целесообразно назначить ответственного и определить его обязанности. Указанные обязанности лучше всего определить в разрабатываемом стандарте по управлению ДИнф.

Целью управления документированной информацией является своевременное обеспечение руководства, подразделений и должностных лиц нашего гипотетического ООО «ООО», а также всех заинтересованных сторон полной и достоверной ДИнф в объеме и состоянии, достаточном для результативного функционирования процессов СМК (в том числе, их взаимодействия) и организации в целом, для принятия обоснованных решений по вопросам улучшения процессов и продукции, повышения результативности СМК.

СМК нашего условного ООО «ООО» включает в себя:

  • - документированную информацию, требуемую ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ РВ 0015–002;
  • - документированную информацию, определенную ООО «ООО» как необходимую для обеспечения результативности СМК.

ООО «ООО» определило, что документированная информация организации включает в себя:

  • - документы, необходимые для функционирования СМК ООО «ООО» и ее процессов;
  • - документы, необходимые для обеспечения функционирования ООО «ООО»;
  • - документы, содержащие свидетельства достигнутых результатов или осуществленной деятельности (записи);
  • - документы (записи), составляющие документированную часть знаний ООО «ООО».

Для определения средств управления документированной информацией, она в ООО «ООО» условно разделена на две группы:

  • документы;
  • записи.

Дальше расставляем точки над «ё», чтобы поняли самые умные…

Для удобства понимания принципа разделения ДИнф на указанные группы в ООО «ООО» приняты следующие критерии:

  • - документы позволяют ответить на вопрос «что и как делать?»;
  • - записи позволяют ответить на вопрос «что произошло?».

Дополнительными критериями для отнесения ДИнф к записям, являются:

  • - требования ГОСТ Р ИСО 9001, изложенные как «регистрировать и сохранять документированную информацию»;
  • - то, что записи, как правило, не требуют управления изменениями.

При возникновении разногласий об отнесении документированной информации к документам или записям, окончательное решение по этому вопросу принимает представитель руководства по СМК.

Согласование документированной информации с ВП производится на основании перечня (по СТО «Управление стандартами организации») и требований, установленных соответствующими СТО (раздел «Документированная информация»).

Ну, что, берём за рога документацию? И управляем, управляем…

Структура документации нашего гипотетического ООО «ООО» представлена в таблице 1, алгоритм управления документацией представлен ниже.

Документация, подлежащая управлению в ООО «ООО», в зависимости от происхождения, подразделяется на две группы:

  • - документацию, разработанную в организации (группа 1);
  • - документацию, поступившую от внешних организаций (группа 2).

Управление документацией, разработанной в организации, включает следующие действия:

  • - разработка проекта документа, в том числе (при необходимости) назначение идентификационного признака и проведение проверок на этапе разработки;
  • - согласование;
  • - утверждение;
  • - регистрация;
  • - распределение;
  • - изготовление необходимого количества копий, их учет и рассылка;
  • - разработка мероприятий для внедрения (при необходимости) и внедрение;
  • - реализация положений (требований) документа, согласно его содержанию или резолюции руководителя на этом документе;
  • - контроль реализации положений (требований) документа;
  • - действия по результатам контроля реализации положений (требований) документа;
  • - актуализация, включающая в себя периодическую проверку и внесение изменений (при необходимости);
  • - хранение и защита;
  • - изъятие из обращения и уничтожение.

Управление документацией, поступившей от сторонних (внешних) организаций, включает следующие действия:

  • - регистрация;
  • - распределение;
  • - изготовление необходимого количества копий, их учет и рассылка;
  • - разработка мероприятий для внедрения (при необходимости) и внедрение;
  • - реализация положений (требований) документа, согласно его содержанию или резолюции руководителя на этом документе;
  • - контроль реализации положений (требований) документа;
  • - действия по результатам контроля реализации положений (требований) документа;
  • - актуализация, включающая в себя периодическую проверку и внесение изменений (при необходимости);
  • - хранение и защита;
  • - изъятие из обращения и уничтожение.

Документация, подлежащая управлению, в соответствии с требованиями настоящего стандарта, представлена в таблице 1.

-5
-6

Алгоритм процедуры управления документацией может выглядеть так (фрагмент).

-7

Далее, нужно в Вашем СТО подробно расписать действия от разработки проекта документа до хранения и утилизация, не скатываясь в подробности, определяемые спецификой документации (КД, ОРД и т.д.). Эти подробности распишете в СТО, посвященных отдельным видам документов.

Не забудьте про особенности согласования документации с ВП, например:

  • - военное представительство вправе вносить свои замечания и согласовывать любые документы СМК организации (в части выполнения ГОЗ). Особенности согласования отдельных видов документов (КД, ТД, ПД и др.) определяются соответствующими СТО;
  • - на согласование персоналу ВП разработчик представляет документ после согласования его с персоналом организации. Возникающие разногласия по проекту документа между разработчиком документа и персоналом ВП разрешаются путем переговоров между разработчиком и (или) его руководителем и представителем ВП, выдавшим замечания. При сохранении разногласий, окончательное решение принимают совместно: начальник ВП и руководитель организации;
  • - на согласование начальнику ВП документ представляет разработчик после утверждения документа.

Также не забываем про риски, возникающие при реализации процедуры.

Критериями оценки процедуры управления документацией могут быть:

  • отсутствие случаев выявления несоответствующих выходов процессов из-за несоответствия документов установленным требованиям или отсутствия этих документов;
  • наличие в подразделениях (у должностных лиц) оформленной надлежащим образом документированной информации, предусмотренной для процедуры.

Посмотреть содержание готовых СТО по управлению документированной информацией можно посмотреть:

- для СМК по ГОСТ Р ИСО 9001-2015 – ЗДЕСЬСТО 8765RISO-134-2022 Система менеджмента качества. Управление документированной информацией. Общие положения;

- для СМК по ГОСТ РВ 0015-002-2020 – ЗДЕСЬСТО 123456RW-134-2021 Система менеджмента качества. Управление документированной информацией. Общие положения.

Передохнём. А потом, непременно возьмемся за записи. Куда без них?

Актуальный перечень ранее опубликованных на канале статей со ссылками посмотреть/скачать.

29.03.2023