Одним из главных открытий для меня за время работы в Росатоме стали именно ценности и их место в работе с сотрудниками: найм, увольнение, эффективная работа и мотивация - все главные вещи в управлении строятся не на должностных инструкциях, регламентах и стандартах, а именно на ценностях.
Что такое ценности?
Ценности, это призма, через которую человек смотрит на жизнь и эта призма определяет его поведение. Например, я ценю безопасность и стабильность, тогда при решении рабочей задачки я буду искать именно такой путь - консервативный и безопасный. Например, нужен отчет, а значит руководствуясь ценностями я постараюсь:
- Пойти уже известным путем
- Предварительно показать отчет всем сторонам, чтобы его не вернули на доработку
- Постараюсь выверить все данные, перепроверить их несколько раз
Очевидно, почти всегда отчет получится детальным и качественным, но вот сроки точно будут сильно растянуты, а процесс сверки затребует много ресурсов от других отделов.
Точно также человек будет рассуждать и в личных делах. Например, находясь в поисках ресторана на вечер выбор вероятно падет на уже известное место, где бывал этот человек не раз.
Почему ценности - это основа управления?
Как-то давно руководитель мне сказал, что бОльшая часть увольнений случается из-за разрыва в ценностях, что показалось мне интересным, но совсем неубедительным. А как же качество работы? А что с результатами, которые показывает сотрудник? А дисциплина?
Но на должности директора я очень быстро понял, про что речь. Дело в том, что важнее в работе не сам результат, эффект и тд, а то, как человек к нему приходит. Если среди ценностей нет стабильности, ответсвенности и безопасности, то отчет может и будет сделан за 15 минут, но править его нам придется неделями. И наоборот, если в ценностях нет новаторства и поиска нового, то едва ли такой сотрудник сможет эффективно находить решения сложных и нелинейных задач. Отсюда и получается, важно не «что делает, достигает», а «как делает, каким путем идёт и как смотрит на жизнь».
Что это значит для руководителя?
Это значит, что человек должен подходить по ценностям не только к задачам или компании, но и лично вам. Если на важные, принципиальные вещи вы смотрите сильно по-разному, то сработаться будет сложно и именно тут зародится производственный конфликт. Но! Не путайте разность ценностей с разностью профессиональных мнений, потому что именно из такой разности рождается истина (в том самом споре). Другими словами, если вы спорите над формой отчета (сколько должно быть строк, какие столбцы, в какой программе сделанои тд) - это здорово, ведь вы найдете лучшее решение. Но если спор происходит на уровне ценностей (как именно должен быть сделан отчет, с каким качеством и темпом, каким путем и тд) - у нас может быть серьезная проблема. Херб Келеххер как-то сказал: «Мы можем сделать хорошего пилота из хорошего человека, но вот хорошего человека из пилота - уже вряд ли…мы нанимаем жизненные ценности»
Какие ценности бывают?
Какого-то окончательного списка я не встречал, но вот некоторые из ценностей:
- Семья
- Здоровье
- Успех в жизни
- Близость с родными, друзьями и коллегами
- Уверенность в себе
- Независимость, автономность
- Работа, соответствующая жизненному предназначению
- Уважение и признание со стороны окружающих
- Путешествия
- Творческая реализация
- Гармония
- Безопасность
- И т.д.
А что делать?
Попробуйте выбрать ключевые для вас ценности и задать себе главный проверочный вопрос:
А мы одинаково смотрим на…?
Этот вопрос можно задать и по отношению к своему руководителю, и к подчиненному, и компании, и к потенциальному работодателю, и к бывшему мужу…
Вот какие вопросы задаю, например, я:
- Мы одинаково смотрим на все новое и воспринимаем это с восторгом?
- Мы одинаково смотрим на темп работы и стремимся к его увеличению?
- Мы одинаково смотрим на стагнацию и избегаем ее?
- Мы одинаково смотрим на взаимоотношения между людьми и стремимся не скатываться во взаимоотношение функций?
- И т.д.
В общем, увольняют нас с вами (и на работу берут, кстати, тоже) по любви… по любви к нашим ценностям.