Найти тему
Блог увлечённого фотографа

Проблемы экспозиции в фотографии

Оглавление

Технически качественной может считаться только та фотография, которая правильно экспонирована. Предполагается, что кадр не может быть слишком ярким, либо слишком тёмным, а также не должен иметь провалов в тенях или пересветов на белых участках.

Пример фотографии, который в массах представляется правильно экспонированным.
Пример фотографии, который в массах представляется правильно экспонированным.

Однако подобный подход во многом условен. Судите сами: кто может сказать, что фотография сделанная в низком или высоком ключе автоматически становится проблемной по экспозиции?

Кто скажет, что этот фотоснимок некачественный? Он вполне себе на уровне, потому что попросту снят в низком ключе.
Кто скажет, что этот фотоснимок некачественный? Он вполне себе на уровне, потому что попросту снят в низком ключе.

И здесь открывается главный секрет экспонирования. Оно должно быть таким, каким его задумал сам фотограф. Если мастер видит кадр пересвеченным или слишком тёмным, но ему это зачем-то необходимо, то такой снимок в будущем не может быть признан некачественным только лишь по указанным выше признакам.

Однако вышесказанное вовсе не означает, что если вы решили создать рядовой снимок без провалов в тенях и пересветов, то на это можно забить, а потом объясняться мол «так и было задумано». Вовсе нет. Нужно всегда стремиться к лучшему, а чтобы понимать что такое лучшее, необходимо точно знать как выглядят ошибки и недочёты не фотографии.

Пересветы.

Под пересветами понимаются абсолютно белые участки фотографии, которые полностью лишены информации.

На этой фотографии небо полностью засвечено. Совершенно не понятно есть ли там облака или небо должно быть синим, а может быть оно, наоборот, пасмурное и серое. Мы не узнаем этого, потому что небо вышло полностью белым.
На этой фотографии небо полностью засвечено. Совершенно не понятно есть ли там облака или небо должно быть синим, а может быть оно, наоборот, пасмурное и серое. Мы не узнаем этого, потому что небо вышло полностью белым.

И опять же, если пойти на выставку и посмотреть работы величайших фотографов, то можно увидеть, что там полно пересветов. Это простительно, если экспонирование производится по главному объекту съёмки. На фотографии выше – это видеограф, а она из нормы по экспозиции не выпадает. Можно предположить, что фотограф нарочно пересветил небо, чтобы оно не отвлекало зрителя от основного сюжета.

А теперь барабанная дробь! На самом деле пересветы относят к недостаткам фотографии только по одной объективной причине – сложность дальнейшей печати. И всё! Других причин отказываться от фотографии только лишь по причине пересветов нет.

Провалы в тенях.

Антонимом пересветом являются провалы в тенях – места на фотографии, которые полностью лишены информации и оттого совершенно чёрные.

На этом снимке в зону освещения попала только половина лица. Что там с телом и другой половиной мы не узнаем, потому что фотография полностью лишена этой информации.
На этом снимке в зону освещения попала только половина лица. Что там с телом и другой половиной мы не узнаем, потому что фотография полностью лишена этой информации.

Традиционно считается, что провалы в тенях портят снимки до состояния брака. Однако давайте подумаем вместе.

Мы знаем, что лицо человека асимметрично по своей природе, при этом отсутствие симметрии разными людьми воспринимается по-разному. Кто-то считает таких людей красивыми, другие не очень. Вместе с тем мы понимаем, что всё, чего не видит наш мозг, он бессознательно дорисовывает.

Получается, что на фотографии выше, в месте, где отсутствует половина лица, наш мозг сам дорисовывает её. А поскольку дополнение производится собственным разумом, то модель на снимке автоматически получается идеально. Согласитесь, мы же не будем спорить с собственным я?

А теперь пришло время подытожить сказанное.
А теперь пришло время подытожить сказанное.

Какой из этого можно сделать вывод?

На первых порах, пока вы учитесь фотографии, я рекомендую всячески избегать пересветов и провалов в тенях, чтобы максимально наполнить композицию визуальной информацией. Однако когда ваш уровень вырастет до высокого (а это произойдёт уже через год интенсивных фотосъёмок), вы наверняка захотите попробовать себя в более творческих фотосессиях. Именно в этот момент можете забыть значение пересветов и провалов в тенях на обывательскую оценку качества фотографий и всецело отдаться экспериментам.