Технически качественной может считаться только та фотография, которая правильно экспонирована. Предполагается, что кадр не может быть слишком ярким, либо слишком тёмным, а также не должен иметь провалов в тенях или пересветов на белых участках.
Однако подобный подход во многом условен. Судите сами: кто может сказать, что фотография сделанная в низком или высоком ключе автоматически становится проблемной по экспозиции?
И здесь открывается главный секрет экспонирования. Оно должно быть таким, каким его задумал сам фотограф. Если мастер видит кадр пересвеченным или слишком тёмным, но ему это зачем-то необходимо, то такой снимок в будущем не может быть признан некачественным только лишь по указанным выше признакам.
Однако вышесказанное вовсе не означает, что если вы решили создать рядовой снимок без провалов в тенях и пересветов, то на это можно забить, а потом объясняться мол «так и было задумано». Вовсе нет. Нужно всегда стремиться к лучшему, а чтобы понимать что такое лучшее, необходимо точно знать как выглядят ошибки и недочёты не фотографии.
Пересветы.
Под пересветами понимаются абсолютно белые участки фотографии, которые полностью лишены информации.
И опять же, если пойти на выставку и посмотреть работы величайших фотографов, то можно увидеть, что там полно пересветов. Это простительно, если экспонирование производится по главному объекту съёмки. На фотографии выше – это видеограф, а она из нормы по экспозиции не выпадает. Можно предположить, что фотограф нарочно пересветил небо, чтобы оно не отвлекало зрителя от основного сюжета.
А теперь барабанная дробь! На самом деле пересветы относят к недостаткам фотографии только по одной объективной причине – сложность дальнейшей печати. И всё! Других причин отказываться от фотографии только лишь по причине пересветов нет.
Провалы в тенях.
Антонимом пересветом являются провалы в тенях – места на фотографии, которые полностью лишены информации и оттого совершенно чёрные.
Традиционно считается, что провалы в тенях портят снимки до состояния брака. Однако давайте подумаем вместе.
Мы знаем, что лицо человека асимметрично по своей природе, при этом отсутствие симметрии разными людьми воспринимается по-разному. Кто-то считает таких людей красивыми, другие не очень. Вместе с тем мы понимаем, что всё, чего не видит наш мозг, он бессознательно дорисовывает.
Получается, что на фотографии выше, в месте, где отсутствует половина лица, наш мозг сам дорисовывает её. А поскольку дополнение производится собственным разумом, то модель на снимке автоматически получается идеально. Согласитесь, мы же не будем спорить с собственным я?
Какой из этого можно сделать вывод?
На первых порах, пока вы учитесь фотографии, я рекомендую всячески избегать пересветов и провалов в тенях, чтобы максимально наполнить композицию визуальной информацией. Однако когда ваш уровень вырастет до высокого (а это произойдёт уже через год интенсивных фотосъёмок), вы наверняка захотите попробовать себя в более творческих фотосессиях. Именно в этот момент можете забыть значение пересветов и провалов в тенях на обывательскую оценку качества фотографий и всецело отдаться экспериментам.