Компания Exhibition Management Technology Group (сокращенно EMTG), специализирующаяся на организации бизнес-выставок и конгрессов, а также оказании услуг в сфере консалтинга и франчайзинга, составила рейтинг франшиз на рынке РФ по итогам прошедшего года.
EMTG учитывала только компании, подходящие под определенные критерии:
· работающие по схеме франчайзинга не менее трех лет;
· при общем срок деятельности в конкретной отрасли не менее пяти лет.
Кроме того, при оценке учитывалось насколько прозрачна деятельность франшиз, то есть, готовы ли они предоставлять данные о своих негативных показателях и делиться контактами франчайзи в целях опроса для получения объективных данных о результатах партнерства. В итоге всего исследование охватило 106 франшиз.
Информацию эксперты компании EMTG получали из трех источников:
· данные, предоставленные самими франчайзерами;
· сведения, почерпнутые из опросов франчайзи;
· открытые данные из информационных ресурсов, в том числе, федеральных реестров.
При исследовании полученной информации применялись специальные методы моделирования бизнес-процессов, позволяющие получить точные оценки и не просто составить рейтинг, но и проанализировать его, установить новые важные факторы влияния.
При определении места в рейтинге использовалось несколько десятков параметров, включая следующие:
· число собственных офисов, подразделений;
· число франчайзинговых точек;
· возраст франчайзеров, срок деятельности по схеме франшизы;
· количество открытых и закрытых точек;
· объем вложений;
· сфера деятельности;
· количество повторных, новых открытий;
· порядок взаимодействия и формы поддержки франчайзи.
Наиболее распространена схема работы по франшизе в сфере услуг (40% новых точек в 2022 году из общего объема), серебро у ритейла с 32%, бронза у общепита с 27%.
Причина востребованности франшизы в сфере услуг объясняется возможностью открыть новые точки за относительно небольшие деньги, около полутора миллионов рублей, тогда как на приличное кафе потребуется не менее семи миллионов. Также окупается франшиза в сфере услуг быстрее, в среднем за 15 месяцев, тогда как общепиту нужно не менее полутора лет. При этом наиболее надежными, в соответствии со статистическими данными, являются дорогие концепции, но окупаются они медленнее, при инвестициях от пятнадцати миллионов можно «отбить» вложения только через два с половиной года.
Больше всего в прошлом году открывали «недорогих» предприятий, требующих инвестиций до полутора миллиона (58% от общего числа). Почти треть открытий пришлась на точки со стоимостью открытия от полутора до пяти миллионов. Меньше всего открывали «дорогих» предприятий, с необходимым объемом инвестиций от пятнадцати миллионов рублей.
Несмотря на сложную внешнеполитическую обстановку российские франчайзеры продолжают выходить на иностранные рынки. В этом сегменте наибольшие успехи у опытных компаний, готовых на большие инвестиции. Так, у концепций со стоимостью открытия от 15 до 35 миллионов рублей процент выхода на иностранные рынки 70%, тогда как у концепций со стоимостью от пяти до пятнадцати миллионов – 45%. Из числа последних 63% - это франчайзеры, которые уже имеют точки за рубежом.
«Дешевые», не требующие больших вложений (до полутора миллионов рублей), точки не только открывались, но и закрывались активнее. Именно на них пришлось больше всего закрытий в 2022 году, 67%. Что касается сферы деятельности, то в закрытиях лидирует ритейл с 46% из общего объема. Франчайзи с большими вложениями практически не закрывались в прошлом году (с инвестициями от пятнадцати миллионов закрылся 1% точек, с инвестициями свыше 35 миллионов закрытий вовсе не было).
Концепции с вложениями до полутора миллиона рублей заняли первое место и в повторных открытиях. В этом сегменте франчайзи было запущено немногим более тысячи новых точек за прошлый год. Сфера услуг опять в лидерах, особенно активно открывались медицинские и фармацевтические лаборатории, на фоне не перекоряющейся борьбы с ковидом. У «дорогих» концепций (с вложениями свыше 35 миллионов рублей) повторных открытий не было.
Объем поддержки со стороны франчайзера тоже коррелирует с суммой вложений и сферой деятельности. На постоянную поддержку могут рассчитывать франчайзи в сфере услуг с суммой инвестиций от полутора до пяти миллионов. Также именно такие средние по вложениям франшизы в сфере общепита получают активную помощь франчайзеров на этапе запуска, на втором месте здесь «дорогие» концепции.
Степень поддержки зависит и от срока работы компании по схеме франшизы. Опытные франчайзеры, имеющие за плечами 5-8 лет активной деятельности, активно поддерживают франчайзи на этапе запуска, кроме того, они первые по качеству консультирования и обучения. Помощь в продвижении и продажах примерно одинаковая у франчайзеров всех возрастов, но по обучению, консультированию и постоянной поддержке хуже всего показатели у компаний, занимающихся франшизой от трех до пяти лет.
Важной гарантией для франчайзи является регистрация договора, ее обеспечивают три четверти всех франчайзеров, наиболее активно в сфере общепита, сфере услуг и в ритейле.
Ссылка на источник: https://vitvet.com/about/news/franshiza_v_rossii/
Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или пишите на адрес info@vitvet.com.
Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).
Мы в "ВКонтакте": https://vk.com/vitvetgroup
Наш канал на YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCmkhP2EPWG8wXGhQw3kvBnQ
Наш телеграм-канал: https://t.me/vitvetcom