Найти в Дзене
Кинолюбитель

Разбогатей или сдохни (2005)

Оглавление

Рецензия также размещена на моей странице на Кинопоиске:
Ссылка на профиль Кинопоиска -
https://www.kinopoisk.ru/user/14240401/comments/

Рейтинг:

  • Кинопоиск - 6,7
  • IMDb - 5,4

Жанр: драма, криминал, биография, музыка

Картина, основанная на жизненном пути рэпера 50 Cent, пусть и под сценическими именами, но биография для ознакомления доступна. Сразу обращаю внимание: если вы ждёте от фильма продукт в стиле «8 миля» или «Голос улиц», то фильм вас разочарует, так как это типичный гетто-боевик, со всеми клишированными деталями, музыка тут даже не параллельна. Но для фанатов артиста картина подходит.

-2

В первые кадры врывается автомобиль с серьезно настроенными людьми внутри на фоне песни «полтиника», отчего сразу рождается вопрос: у нас будет флэшбек? Обычный налёт чёрных парней, выяснения отношений между участниками команды, первый взгляд на актёрский состав и предсказуемый исход. Что можно из него выявить? Да ничего! Только лица: Терренс Ховард (неожиданно первый полковник Роуди), Омар Бенсон Миллер (что-то этот пухляш в рэп-картинах зачастил — помогал Эминему в вышеупомянутом фильме) и собственно сам Кёртис Джексон (50 копеек).

-3

Сразу вырисовывается проблема, о которой я упомянул раньше: если картина про музыканта начинается не с музыки главного героя, то это дурной знак. (Саундтрек в тачке не в счёт, чёрт возьми!). Вспомните «8 миля» — Маршалл перед баттлом, «Прямиком из Комптона» — Кубик читает, да даже провалившийся «2Pac: Легенда» начинался со сцены песни, а у нас чисто «Город бога» на минималках.

-4

Флэшбек — юный главный герой Маркус со своей матерью в гетто. Далее следует хорошее гангстерское кино, которое передаёт сложный жизненный путь Фифтика. Без рэпа, без музыкального сопровождения — серьёзный фильм о сложностях выживания, о горе и о стремлении зарабатывать монеты. Пока герой маленький он открывает для зрителя мир наивными глазами, его незнание многих вещей отлично играет на драматизме, отчего любовь к матери не запачканная, без упрёков и нравоучений. Запрещённые вещества — единственное, что может поднять бабла. Торговля в городе, где каждый район разделён на группы, где происходят постоянные перестрелки и уважение — главный аргумент в споре. Ввели в курс дела и БАЦ… драматический порыв.

-5

«Спустя какое-то время» — весьма удобная вещь в кинематографе, где у нас уже подросток Маркус, которого уже играл Фифти. Актёрский потенциал рассматривать смысла нет, здесь это не играет никакой роли. Суровая жизнь только начинается. Зрителю дают героя, которому не симпатизируешь, но незаконная дорожка не могла пройти его стороной. Ты погружаешься в проблемы бедных кварталов, узнаёшь боссов, ответственных за производство "смерти". Когда чувствуешь вкус денег, тогда остановиться бывает трудно. Мечта, которая сопровождала мальчика, стала более реальной, когда он понимает, что больше нечем занимать на этой дислокации.

-6

Появление наставника и организации собственной банды сразу дают понять: здесь каждый сам за себя. Фильм передаёт упадок человеческих мечтаний, возможностей и стремлений, смешивая всех до единого в грязи, где ты должен работать на больших дяденек, чтобы получать минимальный процент навара. Разбогатей или сдохни — этого принципа придерживаются все, но мы вместе с Маркусом проходим весь путь. Вставка кадров восхождения торгаша типична, она показывает характер героя и меняет его окружение.

-7

Проблемы начинаются, когда на сцену выходят боссы боссов — люди, владеющие этим городом, этим оборотом товара, этими деньгами. Иерархические принципы расставляют персонажей на свои места. Спустя половины картины, заваленной в коррупции и веществах, сценарий вводит тему рэпа. Музыкант читает о том, что происходит в его жизни, а за половину хронометража картины у будущей звезды накопилось немало строчек.

-8

Постепенно во взрослую жизнь возвращаются призраки прошлого, разворотив улей погасших страхов, обид и мести. Зритель проходит через одну и ту же историю, только с точки зрения взрослого мужчины, который срывает маски с окружающих лиц, выводя на чистую воду опасных личностей. Интриги и разногласия приводят к предсказуемым моментам. Период тюрьмы переворачивает тон картины, напоминая нам о том, что у нас «музыка» в жанре. Перемены в Фифтики являются глотком свежего воздуха при просмотре, потому что постоянные конфликты, торговля и подстава своих же людей начинали надоедать. Знаю, что биографично, но можно было укоротить этот период жизни, так как много чего не показали в картине.

-9

Новый Макус намерен завязать с прошлым (типичный реабилитационный эффект тюрьмы): у нас новые личности в кадре, новые цели и взгляд на жизнь. Но отход от дел главного действующего лица не всем по нраву, отчего можно наблюдать за стремительными действиями картины. Уже те, кто когда-то клялся в братстве, сегодня готовы пустить в тебя пулю. Мерзко и грязно выставляются делишки прежних корешей, но такова политика города. Теперь герой одиночка (с парочкой товарищей) против старой банды улиц. Музыке уделяется больше внимания, так как, хоть ты бросил незаконную деятельность, зарабатывать надо. Тексты рэпера наполнены правдивыми высказываниями в адрес очень обидчивых людей. Но, это же гетто — «холодная война» длится недолго.

-10

Наконец-таки картина подводит нас к ужасающим 9-ти выстрелам, параллельно перенося зрителя в начальную сцену, минуя флэшбеки. И уже у нас есть жертва, за которую ты переживаешь, для большего сентиметализма добавляем семью, ребёнка, чтобы очередной раз втащить нас в сложный этап жизни. Хорошо представлено то, как герой сломлен, как оставшийся в живых не может влиться в прежнюю стезю, а за плечами жена и ребёнок. Мотивирующий подход подкрался незаметно, аргументируя тем, что нужно заниматься делом через силу, деньги получать законным путём.

-11

Наконец-таки записи треков — на последних 20 минутах. Вот, что нужно было видеть сначала, но винить в этом создателей картины не стоит, так как такова жизнь Кёртиса Джексона III. Это сложная жизненная история человека, вышедшего из трущоб и нашедшего в себе силы измениться, обзавестись семьёй и стать успешным музыкантом. С точки зрения музыки, персонаж под псевдонимом, поэтому не показали, как именно Кёртис стал 50 Cent, не была представлена помощь Эминема и Доктора Дре, отчего у нас больше боевик, чем музыка.

Джим Шеридан "Разбогатей или сдохни" (2005)

"Get Rich or Die Tryin'"