Найти тему
История живописи

"Вот уж осень улетела и примчалася зима" в русской живописи

Так как зима в этом году на большой части территории России пришла раньше календарного срока, то пора уже представлять вашему вниманию традиционную сезонную подборку картин, как всегда начну с ссылки на предыдущую статью годовалой давности на данный сюжет:

Начнем, быть может, с неожиданного художника, ведь возможно не все из вас, уважаемые читатели, знают, что творчество Ивана Константиновича Айвазовского не ограничивалось только морскими пейзажами, те кто со мной давно на канале, помнят мои статьи, где я обращался к менее знакомым сюжетам в его творчестве (малороссийские и египетские пейзажи). Но и зиму в ее морозном великолепии маринист не обходил стороной:

"Зимний обоз в пути", И.К. Айвазовский, 1857. Смоленский музей-заповедник.
"Зимний обоз в пути", И.К. Айвазовский, 1857. Смоленский музей-заповедник.
"Зимний пейзаж", И.К. Айвазовский, 1874. Частное собрание.
"Зимний пейзаж", И.К. Айвазовский, 1874. Частное собрание.
"Зимний пейзаж", И.К. Айвазовский, 1876. Частное собрание.
"Зимний пейзаж", И.К. Айвазовский, 1876. Частное собрание.
"Зима", И.К. Айвазовский, 1895. Феодосийская картинная галерея.
"Зима", И.К. Айвазовский, 1895. Феодосийская картинная галерея.

А если кто-то хочет увидеть заснеженную Северную столицу на полотнах художника, то предлагаю вам заглянуть в эту статью:

И все же, откровенно говоря, неудивительно, что Айвазовского запомнят прежде всего именно как мариниста - ибо другие сюжеты в его исполнении, на мой взгляд, не дотягивают до уровня его марин. Впрочем, возможно у вас другое мнение, которым вы всегда можете поделиться со мной и всеми читателями в комментариях к статье.

Далее у нас с вами будет несколько работ Арсения Ивановича Мещерского, о судьбе которого я вам подробно рассказывал в отдельной публикации:

В дальнейшем на канале была представлена одна зимняя работа художника, теперь же давайте подробнее ознакомимся с несколькими другими зимними пейзажами "рисовальщика природы", как он сам себя называл:

"Зимний пейзаж", А.И. Мещерский, 1870. Частное собрание.
"Зимний пейзаж", А.И. Мещерский, 1870. Частное собрание.
"Зима. Ледокол", А.И. Мещерский, 1878. Третьяковская галерея, Москва.
"Зима. Ледокол", А.И. Мещерский, 1878. Третьяковская галерея, Москва.
"Зимний вечер в лесу", А.И. Мещерский, 1884. Частное собрание.
"Зимний вечер в лесу", А.И. Мещерский, 1884. Частное собрание.

Надо сказать, что тема ледорубов и "холодного дела" (заготовки льда), как это называлось в дореволюционной России, неоднократно возникает в работах Мещерского, очевидно, что подобные сцены ему были интересны, и поэтому он не раз запечатлел их на своих полотнах.

Следующим живописцем будет тоже уже рассмотренный подробно на канале Ефим Ефимович Волков - любопытный и самобытный художник-передвижник, творчество которого отметил в свое время известный каждому русский писатель Лев Толстой:

"Зимний пейзаж", Е.Е. Волков, 1876. Алупкинский музей-заповедник
"Зимний пейзаж", Е.Е. Волков, 1876. Алупкинский музей-заповедник
"Заморозки", Е.Е. Волков, 1893. Ярославский художественный музей.
"Заморозки", Е.Е. Волков, 1893. Ярославский художественный музей.
"Зимний пейзаж", Е.Е, Волков, Дагестанский музей изобразительных искусств.
"Зимний пейзаж", Е.Е, Волков, Дагестанский музей изобразительных искусств.

Зимние его пейзажи часто выглядят достаточно уныло, как и те самые "родные болотища", которые Волков так часто любил изображать на своих полотнах. С другой стороны, если рассуждать на тему того, что Волков - это "мужик в искусстве", то тогда все логично, ведь когда еще, если не зимой у русского крестьянина была возможность предаться некоторой меланхолии, размышлениям о сущности бытия и тому подобном... Конечно, если дрова и еда были заготовлены заранее в достаточном количестве, чтобы пережить это непростое время года в деревне.

Далее у нас с вами будут зимние пейзажи Исаака Израилевича Бродского. И о нем тоже уже был разговор: тогда речь шла о дореволюционной картине, которую художник очень прагматично исправил в соответствии с новыми веяниями, возникшими с приходом советской власти:

"Зима", И.И. Бродский, Севастопольский художественный музей
"Зима", И.И. Бродский, Севастопольский художественный музей
"Зимний пейзаж с домиком и собакой", И.И. Бродский, 1910-е. Владимиpо-Суздальский музей-заповедник.
"Зимний пейзаж с домиком и собакой", И.И. Бродский, 1910-е. Владимиpо-Суздальский музей-заповедник.
"Зима", И.И. Бродский, 1919-1922. Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург.
"Зима", И.И. Бродский, 1919-1922. Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург.

А закончим мы с вами сегодня достаточно неожиданным автором, ведь Николай Григорьевич Богданов был известен прежде всего своими жанровыми картинами, некоторые из которых вы могли видеть в моей статье о художнике:

"Зимний пейзаж", Н.Г. Богданов, конец XIX века. Частное собрание.
"Зимний пейзаж", Н.Г. Богданов, конец XIX века. Частное собрание.

Надеюсь, вам было интересно рассматривать представленные полотна вместе со мной сегодня. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь (и на ТГ-канал тоже), если есть мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.