Найти тему
История живописи

Айвазовский без моря: Украина

Всем знакомы морские пейзажи великого художника, но его же картины на другие сюжеты часто вообще не известны для широкой публики. Поэтому сегодня я как раз таки и хотел показать вам Айвазовского с другой стороны, не как мариниста. В этой статье будет совсем мало текста (попробую такой формат), только картины с небольшими комментариями, все они принадлежат кисти мастера, поэтому фамилию художника я указывать не буду. Немало полотен художника посвящены Украине, которую он нередко называет Малороссией, в те времена к этому термину нормально относились абсолютно все. Но то были другие времена, другая страна и другие люди... Итак, давайте же рассмотрим подробнее эти произведения искусства.

"Камыши на Днепре", 1857. В некоторых источниках указывается уточненное название "... близ местечка Алешки", этот небольшой городок на Днепре и сейчас есть под этим названием на карте Украины. Вдали виднеются ветряные мельницы, мы их еще не раз увидим на картинах художника, на переднем плане байдак - речное парусное судно.
"Камыши на Днепре", 1857. В некоторых источниках указывается уточненное название "... близ местечка Алешки", этот небольшой городок на Днепре и сейчас есть под этим названием на карте Украины. Вдали виднеются ветряные мельницы, мы их еще не раз увидим на картинах художника, на переднем плане байдак - речное парусное судно.
"Волы на перешейке", 1860. Без кусочка моря все же не обошлось, ведь слева скорее всего именно оно. На данной картине, вероятнее всего, изображены чумаки - торговцы и возчики, которые направлялись к Черному и Азовскому морям за солью и рыбой и развозили их по ярмаркам. Это одна из первых картин с чумаками, в дальнейшем их будет еще много.
"Волы на перешейке", 1860. Без кусочка моря все же не обошлось, ведь слева скорее всего именно оно. На данной картине, вероятнее всего, изображены чумаки - торговцы и возчики, которые направлялись к Черному и Азовскому морям за солью и рыбой и развозили их по ярмаркам. Это одна из первых картин с чумаками, в дальнейшем их будет еще много.
"Ветряные мельницы в украинской степи при закате", 1862. После реставрации специалистами Русского музея. В дальнейшем еще много будет картин с мельницами, степью, закатами и сельскими жителями.
"Ветряные мельницы в украинской степи при закате", 1862. После реставрации специалистами Русского музея. В дальнейшем еще много будет картин с мельницами, степью, закатами и сельскими жителями.
"Обоз чумаков", 1862. Чумацкий обоз мог включать от 40 до 100 (иногда и более) больших деревянных возов, в которые запрягали двух или четырех волов. На каждый такой воз могли загрузить около 60-65 пудов соли (около тонны).
"Обоз чумаков", 1862. Чумацкий обоз мог включать от 40 до 100 (иногда и более) больших деревянных возов, в которые запрягали двух или четырех волов. На каждый такой воз могли загрузить около 60-65 пудов соли (около тонны).
"Закат солнца в Малороссии", 1863. Закаты - это вообще одна из излюбленных тем художника. Сам он говорил так: "Те картины, в которых главная сила — свет солнца… надо считать лучшими".
"Закат солнца в Малороссии", 1863. Закаты - это вообще одна из излюбленных тем художника. Сам он говорил так: "Те картины, в которых главная сила — свет солнца… надо считать лучшими".
"Зимняя сцена в Малороссии", 1868. Зиму, конечно, Айвазовский, как южный человек, особо не любил: "Я предпочитаю день жизни в Италии месяцам на севере". Когда на выставке в Санкт-Петербурге он был представлен Пушкину, то тот в первую очередь и спросил у художника не болеет ли он на севере. Однако при этом у живописца есть целая серия впечатляющих зимних пейзажей.
"Зимняя сцена в Малороссии", 1868. Зиму, конечно, Айвазовский, как южный человек, особо не любил: "Я предпочитаю день жизни в Италии месяцам на севере". Когда на выставке в Санкт-Петербурге он был представлен Пушкину, то тот в первую очередь и спросил у художника не болеет ли он на севере. Однако при этом у живописца есть целая серия впечатляющих зимних пейзажей.
"Украинский пейзаж с чумаками при луне", 1869. На мой взгляд, самая красивая картина из всей серии, посвященной чумакам.
"Украинский пейзаж с чумаками при луне", 1869. На мой взгляд, самая красивая картина из всей серии, посвященной чумакам.
"Чумаки в Малороссии", 1850-1860. Для разнообразия зимняя сценка про чумаков, хозяин дома явно налил согревающей жидкости для одного из торговцев. Возможно они по-походному отмечают хорошую сделку.
"Чумаки в Малороссии", 1850-1860. Для разнообразия зимняя сценка про чумаков, хозяин дома явно налил согревающей жидкости для одного из торговцев. Возможно они по-походному отмечают хорошую сделку.
"Мельница на берегу реки. Украина" 1880 год
"Мельница на берегу реки. Украина" 1880 год
"Во время жатвы на Украине", 1883
"Во время жатвы на Украине", 1883
"Чумаки на отдыхе", 1885
"Чумаки на отдыхе", 1885
"Возвращение со свадьбы", 1891. Как говорится, комментарии излишни. Однако при взгляде на это полотно сразу вспоминается Гоголь и его "Вечера на хуторе близ Диканьки", написанные за 60 лет до этого.
"Возвращение со свадьбы", 1891. Как говорится, комментарии излишни. Однако при взгляде на это полотно сразу вспоминается Гоголь и его "Вечера на хуторе близ Диканьки", написанные за 60 лет до этого.
"Свадьба на Украине", 1892
"Свадьба на Украине", 1892

Такой предстала Украина второй половины XIX века в картинах Ивана Айвазовского. Небезынтересно, на мой взгляд, рассмотреть те картины великого мариниста, которые к морю не имели никакого отношения, ведь тогда можно открыть абсолютно новую грань в его творчестве и насладиться ею.

Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.

#история #живопись #картины #айвазовский #картины со смыслом #мировое искусство #художник #русская живопись #украина