Найти тему
История живописи

Айвазовский без моря: Египет

Каким же образом известный маринист оказался в стране песков и пирамид? Как это связано с экономикой, французами и причем тут Волга? На эти вопросы вы найдете ответы в данной статье. Сегодня мы продолжим (начало тут) рассматривать не типичные картины для Ивана Айвазовского - на них не будет моря, океана, бурь, восхода или захода солнца над морем, луны над водной гладью, парусников и всего того, чего так много в творчестве художника.

Итак, 17 ноября 1869 года состоялось открытие Суэцкого канала - судоходного канала без шлюзов, соединяющего Средиземное и Красное моря. Его открытие позволило существенно сократить маршрут кораблей - теперь для того, чтобы добраться до Индии и далее на восток не было необходимости огибать всю Африку, как это было ранее. Соответственно в этом и был экономический смысл этого мероприятия, а французы тут появились потому, что руководил этим проектом французский предприниматель и бывший дипломат Фердинанд де Лессепс, он же кстати впоследствии руководил и стройкой Панамского канала, правда гораздо менее удачно.

"Сцены из каирской жизни", И.К. Айвазовский, 1881
"Сцены из каирской жизни", И.К. Айвазовский, 1881

На официальное открытие были приглашены делегации из многих стран, в том числе, конечно же, из Российской Империи. В нее и вошел самый известный русский маринист, который к тому же был членом Русского Географического общества. Прибыл он вместе с писателем Владимиром Соллогубом на пароходе "Генерал Коцебу". На этом пароходе члены российской делегации и прошли одними из первых по только что открытому каналу. Далее были пышные празднества, которые продолжались целую неделю. Исходя из записей Айвазовского именно тогда он и начал писать свои первые работы посвященные Египту.

"Вечер в Каире", И.К. Айвазовский, 1870. Можно увидеть заход солнца над пирамидами Гизы, неясные очертания которых видны вдали.
"Вечер в Каире", И.К. Айвазовский, 1870. Можно увидеть заход солнца над пирамидами Гизы, неясные очертания которых видны вдали.

Интересен тот факт, что пароход этот много лет спустя затонет недалеко от мыса Тарханкут (Крым), а спустя более века его найдут на дне моря и обнаружат там в том числе картины, которые предположительно принадлежат кисти Ивана Айвазовского. Такое предположение возникло потому как известно, что художник часто оставлял несколько картин для кают-компании корабля, на котором путешествовал. Искусствоведы не исключают, что на борту корабля могли остаться картины, посвященные событиям в Египте, но удастся ли их когда-нибудь достать и в каком они будут состоянии - покажет только время.

"Пирамиды", И.К. Айвазовский, 1895
"Пирамиды", И.К. Айвазовский, 1895

Но внимательный читатель может спросить: так а причем тут Волга все-таки? Для ответа на этот вопрос, прочитаем записи самого Айвазовского:

"Когда наш пароход входил в Суэцкий канал, шедший впереди его пароход французский сел на мель, и пловцы принуждены были переждать, покуда тот снимется. Эта остановка длилась часов пять. Была прекрасная лунная ночь, придававшая какую-то особенную, величавую красоту пустынным берегам древней страны фараонов, отторгнутой каналом Лессепса от азиатского материка. Чтобы скоротать время, пассажиры русского парохода устроили импровизированный вольный концерт: г-жа Киреева, обладая прекрасным голосом, приняла на себя обязанность запевалы; стройный хор подхватывал. И вот на берегах Египта зазвучали песни о «матушке Волге», о «темном лесе», о «чистом поле» и понеслись по волнам, осеребренным луною, ярко светившею на рубеже двух частей света".

В дальнейшем художник еще не раз вернется к египетской тематике и напишет еще несколько интересных полотен, посвященных далекой стране пирамид.

"Караван в оазисе. Египет", И.К. Айвазовский, 1871. И конечно же, вдали видны пирамиды, без них не обойдется ни одна картина художника из "египетской серии".
"Караван в оазисе. Египет", И.К. Айвазовский, 1871. И конечно же, вдали видны пирамиды, без них не обойдется ни одна картина художника из "египетской серии".
"Великая пирамида в Гизе", И.К. Айвазовский, 1871. Какие-то люди забрались на самую вершину пирамиды, видимо оттуда отличный вид на закат солнца.
"Великая пирамида в Гизе", И.К. Айвазовский, 1871. Какие-то люди забрались на самую вершину пирамиды, видимо оттуда отличный вид на закат солнца.

P.S. На просторах Интернета гуляет еще два изображения якобы картин Айвазовского на тему Египта "Суэцкий канал" и "Лодка на реке Нил с пирамидами Гизы", но по ним крайне мало информации и возникает ощущение, что это фейки, потому как источники дают уж слишком скудную информацию по ним. Если вдруг вы знаете точно, что это не так - пишите в комментариях, будем обсуждать и искать вместе.

Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.

#история #живопись #картины #айвазовский #картины со смыслом #мировое искусство #художник #русская живопись